Расскажите, пожалуйста, о задачах CIBJO.
Всемирная ювелирная конфедерация была создана в 1926 году как европейский союз ювелиров, представляющий и продвигающий интересы ювелирной отрасли в регионе. Конфедерация действует как информационный центр и орган, ответственный за принятие решений с целью защиты интересов мировой ювелирной промышленности. CIBJO опирается на инициативу и поддержку национальных ювелирных организаций ее членов, а также способствует росту доверия общества к отрасли в целом.
В CIBJO на сегодня входит 41 государство, в частности, Австралия, Австрия, Бахрейн, Бразилия, Канада, Китай, Чешская Республика, Дания, Египет, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Индия, Израиль, Италия, Ливан, Литва, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Перу, Португалия, Россия, Саудовская Аравия, Южная Корея, Южно-Африканская Республика, Шри-Ланка, Швейцария, Таиланд, ОАЭ, Великобритания, США, Япония. Членом CIBJO является и Гильдия ювелиров России.
Что требуется для членства в конфедерации и что оно дает?
Предприятия ювелирной отрасли должны придерживаться правил и норм, декларируемых CIBJO, что в конечном итоге повышает качество товаров и увеличивает доверие потребителей к ювелирной продукции. В свою очередь, конфедерация рекомендует потенциальным инвесторам активнее выходить на рынок и вкладывать средства в ювелирную отрасль страны, входящей в CIBJO. Со вступлением в CIBJO можно прогнозировать существенный рост национального рынка драгоценных камней, изделий из золота и серебра.
Кроме этого, участие в CIBJO даст возможность приобщаться к решению проблем, связанных с противодействием контрабанде и коррупции, отмыванию средств, формированию незаконных фондов и финансированию терроризма за счет оборота драгоценных металлов и камней. Членство приводит в соответствие с международными стандартами деятельность в сфере экспертизы драгоценных и полудрагоценных камней, а также оказывает содействие в разрешении разногласий, которые могут возникнуть.
Что, с точки зрения CIBJO, необходимо для преодоления кризиса?
Сейчас все – не только участники ювелирного рынка - во всем мире платят по счетам. Очевидно, ни одна страна не была готова к такого рода катастрофе, но во многих случаях ювелирный бизнес показал, что способен действовать гораздо более слаженно и правильно, чем большинство других отраслей. Кризис показал необходимость создания новой системы маркетинга, которая была бы более близка интересам поставщиков и клиентов. Единственный путь для движения в этом направлении – это повышение прозрачности нашего бизнеса, усиление корпоративной и социальной ответственности.
Полная открытость – это практика бизнеса, которая должна быть принята всем отраслевым сообществом. Мы активно занимаемся нашей образовательной программой в сфере социальной ответственности бизнеса (Corporate Social Responsibility) в ювелирной отрасли. Для финансирования и руководства программой на прошлогоднем Конгрессе CIBJO в Дубае создан Фонд при поддержке ООН, и, возможно, это лучший инструмент для обучения, как вести дела, договариваться, совершать сделки, развивать производство.
Несмотря на то, что фонд организован нами, он функционирует как независимая организация. Команда экспертов в области социальной ответственности бизнеса из Швейцарии, Великобритании и Китая разработали основные элементы образовательной программы. Будет создан центр на базе уже существующего учебного учреждения, целью которого будет составление учебного плана и координация деятельности фонда.
Для продвижения универсальных стандартов и терминологии в ювелирной отрасли CIBJO разработала так называемые «Синие книги», признанные сегодня как универсальные, мировые стандарты, собрание отраслевых спецификаций по приобретению драгметаллов и справочник по бриллиантам, цветным драгоценным камням, жемчугу и драгметаллам для розничных торговцев. Применение этих стандартов добровольное. Но мы считаем, что они должны применяться всеми людьми и корпорациями в международной торговле и на них следует ссылаться при использовании торговой терминологии при маркировке, продажах, рекламе и продвижении ювелирной продукции.
Как Вы могли бы прокомментировать результаты стамбульского Конгресса CIBJO?
Это был очередной Конгресс, где как раз обсуждались вопросы текущей ситуации. Стамбул – интересное место: середина мира между Европой и Азией, Севером и Югом, там есть интересная ювелирная индустрия и сообщество, где встречаются все интернациональные черты. Турецкие ювелиры сделали много, чтобы организовать и провести эту встречу, и мы благодарны им за гостеприимство. Мы действительно провели очень продуктивные дни в Стамбуле.
Сейчас очень сложное, бросающее вызов время, пожалуй, самое суровое со времен Великой депрессии 30-х годов. И если тогда экономика была поднята усилиями нескольких западных стран, сейчас это зависит от политики и интересов всех стран – по всему миру. В 1975 году была создана нынешняя G6, потом были образованы G7 и G8, а когда лидеры ведущих экономик собрались в апреле в Лондоне, чтобы обсудить ситуацию – это была уже G20. Там не было уже исключительно северной атмосферы, была и южная, и западная, и восточная.
В нашей ювелирной индустрии нам пришлось долго создавать длинную цепочку производства и дистрибуции, из страны в страну, по всему миру. Каждый осознал свое место, куда он вписался и где ему хорошо работать. Все имеют равное право получать прибыль от своего умения и национальных преимуществ и участвовать в процессе принятия решений. Есть добывающие страны, обрабатывающие и есть потребительские рынки.
Мировая экономика – открытая система, легкость и скорость обращения финансов и товаров сегодня высоки как никогда. И рынки быстро развивающихся стран на востоке – одна из главных надежд мировой ювелирной индустрии. Турция – своеобразный ювелирный перекресток, она оказалась наиболее подходящим местом для обсуждения наших насущных проблем. Каждое изделие, которое мы производим и продаем, представляет усилия шахтеров, инженеров, дизайнеров и ювелиров разных стран мира. Мы все зависим друг от друга, защищая и продвигая репутацию наших брендов.
Вы неоднократно бывали в России: что Вы думаете о российской ювелирной отрасли?
Развитие ювелирного сектора всегда благоприятно отражается на развитии экономики страны. Поскольку Россия собирается вступить в ВТО, то ее экономика, безусловно, будет развиваться под общим флагом этой организации и это ускорит развитие индустрии. Мы рады, что роль России в международной ювелирной промышленности постоянно растет.
И хотя население России существенно меньше, чем в Китае или Индии, но у вас богатые минеральные ресурсы, развивающийся средний класс и долгая традиция ювелирной культуры, которая никогда не прерывалась и может гордиться такими именами, как Фаберже. Мы долго говорили о российском рынке в будущем времени, но сейчас несправедливо говорить о России как развивающемся рынке – она может стать одним из основных игроков к середине XXI века.