Слышали наверное все фразу – кто не рискует, тот не пьет шампанского. Я его не пью, потому что просто не люблю. Хотя и приходится частенько рисковать. Чем, например, не риск диктовать ювелирную моду? Или попытаться показать многообразие и многогранность ювелирного мира… Или пытаться дать Вам понять как создается фирменный стиль?
Для начала я расскажу, как это небанально звучит, об основах ювелирного дизайна нашего времени, с чего все началось, и наконец, с западных прототипов, которые, в некоторой мере, очень сильно повлияли на ювелирный дизайн России как в целом, так и частности. А прототипами являются как раз известнейшие западные компании, такие как Cartier, Tiffany & Co, Van Cleef & Arpels, Chopard – перечислять можно бесконечно. Но сейчас я хочу познакомить вас с конкретной компанией, которая своим дизайном и качеством просто сводит сума. Я ее первый раз вживую увидела на ювелирной выставке и влюбилась. Тем более, что ее истории уже 113 лет.
Ювелирный дом Van Cleef & Arpels входит в число тех немногих всемирно известных ювелирных имен, чьи изделия ассоциируются с роскошью, безупречностью вкуса и высочайшими стандартами качества. Среди клиентов этого ювелирного дома принцесса и принц Монако, Софи Лорен, Франсуа Трюффо, Катрин Денев, Грэйс Келли, Элизабет Тейлор и другие не менее известные персоны.
Цветы и красота недаром стали символом ювелирного дома «Van Cleef & Arpels», ведь его история начинается с необычной романтической истории любви Эстель Арпельс - дочери ювелира Арпельса и Альфреда ван Клифа - сына другого ювелира. Красивая и пышная свадьба 1896 года была украшена живыми цветами, а восхитительной красоты невеста - драгоценными. После этого в течение последующих десяти лет Альфред ван Клиф объединился со своими шуринами Шарлем и Жульеном Арпельсами, создав новую ювелирную компанию «Van Cleef & Arpels». Открыв свой ювелирный дом в Париже на одной из пяти королевских площадей - Вандомской площади, где расположена Вандомская колонна со статуей Наполеона. Именно ее изображение и стало символом дома «Van Cleef & Arpels».
Сейчас я не смогла оставить без внимания одну из новых коллекций этого дома от кутюр с романтичным названием Les Jardins («Сады»). Гроздья бриллиантов, изумрудные листья, на которых отдыхают бабочки из розового золота, сапфировые бусы, олицетворяющие фонтаны, барочные изумруды, изображающие заросли, золотые и бриллиантовые лепестки, что открывают и скрывают сапфировую сердцевину - вот лишь несколько великолепных вещей из этой коллекции. Les Jardins - изделия, в которых природа правит бал и задает тон на создание истинных шедевров высокого ювелирного искусства.
В новой коллекции четыре разных линии: Jardin Italien de la Renaissance («Итальянский сад эпохи Возрождения»), Jardin à la Française («Сад во французском стиле»), Jardin Romantique Anglais («Романтический английский сад»), Jardin d'Extrême Orient («Сад Дальнего Востока»).
Jardin Italien de la Renaissance - это слияние античной культуры Рима и Греции с влиянием Персии и мавританского стиля. Изделия с названиями, характерными для эпохи «Чинквеченто», как например, ожерелья «Купель Венеры» или «Афина Паллада», клипы «Дафна», «Пегас» или «Лукреция», подвеска «Площадь Минервы», кольцо «Кастелло» и другие. Взяв за основу декоративные лепные украшения на колонах зданий эпохи Возрождения, Van Cleef & Arpels создали драгоценности в классическом стиле, используя магию изумрудов, бриллиантов, изобилие культивированных жемчужин, сапфиров, танзанитов и перидотов.
В линии Jardin à la Française господствует характерный для Ювелирного дома французский высокий стиль, пронизанный мотивами блистательного времени правления Людовика XIV, Короля-солнца, проводящего изысканные суаре в своем галантном дворце в Версале. Ожерелье Viscomte из крупных сапфиров и бриллиантов, серьги Versaille, сочетающие в себе бриллиантовые оттенки желтого, розового и белого, кольцо Chantilly из алмазов - все эти драгоценности хорошо смотрелись бы на королевских особах и фаворитках в XVIII веке и на прекрасных дамах, на светских суаре сегодня.
Романтика английских садов - притча во языцех. Подражание природе, гармония с исходным ландшафтом, поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки и в то же время строгий архитектурно-планировочный комплекс - основные черты классических английских садов, которые стали вдохновляющим началом для ювелирных шедевров Jardin Romantique Anglais от Van Cleef & Arpels. В украшениях Cydonia, Melia, Jardin Secret, Poppy, Garance, Victoria, Kesington, Wisley, Wilton House строгие флористические мотивы расцвечены яркими красками гранатов, фантазийных сапфиров и изумрудов.
Восток - дело тонкое и в ювелирном искусстве требующее особого внимания к традициям. В линии Jardin d'Extrême Orient присутствуют стилистика и настроение восточного сада с его почтительным отношением к элементам природы, безукоризненностью и спокойствием, основанным на гармоничной связи с окружающей средой. Цветы лотоса, характерные для восточных садов, стали главным мотивом в сете Nymphéa, основательность каменных композиций и успокаивающий эффект водных каскадов отразились в кольце Nuit d'Orient с большим черным опалом в 22, 96 карат. В каждом из украшений (Sérénité, Jardin d'Eau, Hanami, Sakura и других, не менее поэтических) прослеживается восточная орнаментальность.
Недавно стало известно, что старинные украшения Van Cleef & Arpels стали в минувшем году самыми продаваемыми на ювелирных аукционах. 827 изделий (67 часов, 678 украшений и 82 аксессуара) были куплены за $35 млн (заметим, что ближайший соперник дома – Cartier – занял второе место, уступив Van Cleef & Arpels более $10 млн). 85% винтажных изделий от "мастеров с Вандомской площади" нашли новых хозяев. А модный дом Lanvin привлек три старинных украшения Van Cleef & Arpels для своего октябрьского показа в Париже: браслет-ленту в духе арт-деко, брошь в виде цветка чертополоха и еще одну брошь в виде двойного банта.
Эту новую коллекцию можно отнести к жанру французских фамильных драгоценностей. Купив любой предмет, можно и получить удовольствие от соприкосновения с большой и дивной историей "Драгоценностей", и вложить деньги. Так как драгоценности Van Cleef & Arpels с каждым годом неумолимо растут в цене.
Войдя в состав Ричмонд Групп в 1999 году, прожив три поколения, Van Cleef & Arpels под управлением Станисласа де Керчизе по-прежнему пользуется успехом на всех континентах от Нью-Йорка до Шанхая. Даже через сто лет после основания, в новом тысячелетии дом Van Cleef & Arpels покоряет сердца людей красотой своих произведений.
Помимо этого, компания «Van Cleef & Arpels» делает большой упор на правильную или необычную подборку камней. Для броши «Испанская танцовщица» были использованы теже камни, что и в испанской короне. А розовые бриллианты «Princie Diamond» (весом 34 карата) и «Mazarin» (30 карат) относятся к весьма редким камням. Выбирая камни для работ, ювелиры «Van Cleef & Arpels» просматривают не только новые поступления, но и старые, уже забыты камни. Для специальной серии работ в честь своего столетнего юбилея, мастера дома отбирали камни более трех лет, ведь коллекция состоит из пяти частей: «Бриллианты», «Изумруды», «Рубины», «Сапфиры» и «Полудрагоценные камни».
Торжества, посвященные юбилею, были настоящим праздником роскоши, элегантности и волшебства. Чего только стоит коллекция из 70 райских птиц тонкой работы, похожих на настоящих в миниатюрном исполнении. Но в отличие от живых, павлины «Van Cleef & Arpels» сверкают своими рубинами настолько великолепно, что заставляют замереть в восхищении даже привыкших к роскоши звезд. Не менее интересна и коллекция, сделанная по старинным (1920-1940 годы) рисункам ювелиров, которую в то время они не смогли осилить, но с новыми возможностями и технологиями справились просто великолепно. Какими бы не были работы других мастеров, украшения «Van Cleef & Arpels» - это всегда необычный и яркий праздник волшебства.