Профессия ювелира одна из тех, что рождает в народном сознании множество мифов и домыслов. Оно и понятно, ведь за тысячелетия существования этого ремесла или, если хотите, искусства вокруг него как ком накручивались истории правдивые и не очень, передаваемые из уст в уста или рассказанные писателями. Притягательная и мистическая сила драгоценных металлов и камней незаметным образом распространилась и на тех, кто с этими камнями и металлами работает. Мы решили рассказать правду о современных ювелирах. На наши вопросы отвечали Андрей Кожуховский, ювелир, директор ювелирной мастерской «Артель», и Владимир Васев, специалист по переработке драгоценных металлов.
– ПРАВДА ЛИ, что в ювелирные магазины могут попасть ношеные вещи?
Андрей Кожуховский:
– В магазины нет, а на рынок вполне возможно. Ювелирные магазины очень дорожат своей репутацией, чтобы пойти на такой подлог.
Владимир Васев:
– Я думаю, что если они туда и попадут, то только через скрытые махинации продавцов, без санкции со стороны руководства магазина. Но думаю, что такое навряд ли возможно.
– ПРАВДА ЛИ, что у разных драгоценных металлов есть своя энергетика?
Андрей Кожуховский:
– Я склонен согласиться. Серебро более мягкое, податливое, но одновременно в работе более капризное. У него в отличие от золота и энергетика более мягкая. Не зря его покупают люди в качестве целебного средства. Серебро чаще несет положительные эмоции. Ну а золото просто красиво блестит.
Владимир Васев:
– Допускаю, что этот миф имеет под собой почву. В народе говорят, что, если серебро чернеет на человеке, значит, это показатель какой-то болезни его владельца. Могу сказать, что серебро чернеет при взаимодействии с любыми серными соединениями. Если в организме человека присутствуют какие-то серные соединения и они начинают выделяться вместе с потом, то серебро на это моментально реагирует и чернеет. Так что изменение цвета серебра – показатель того, что у человека появились отклонения в обмене веществ.
– ПРАВДА ЛИ, что на драгоценных металлах можно подделать пробу?
Андрей Кожуховский:
– Это уголовно наказуемое деяние. Но точно так же, как фальшивомонетчики подделывают деньги, есть люди, которые подделывают пробу. Причем бывают хорошие подделки пробы, которые трудно отличить от настоящей, есть подделки, сделанные кустарным способом. Настоящая проба должна быть четкой, все цифры одинакового размера.
Владимир Васев:
– Пробы подделать можно, и делается это достаточно часто. Но изделия с такой пробой в нашем городе практически не попадают в магазины. Если раньше, в 90-х годах, подобное было возможно, то сейчас, с одной стороны, существует очень жесткая система лицензирования, никто не станет рисковать дорогой лицензией. А с другой стороны, упростилась процедура официальной опробации, поэтому сейчас ее проще провести, а магазину не рисковать собственной репутацией.
– ПРАВДА ЛИ, что ювелиры – богатые люди?
Андрей Кожуховский:
– Были лет 20 назад, сейчас уже нет. Раньше ювелиров и ювелирных мастерских было мало, и цена пайки (например, спаять звенья в цепочке) была 3 рубля при зарплате 100 рублей. Сегодня одна пайка стоит 100 рублей при средней зарплате в 10000 рублей. Таким образом, доход ювелиров значительно снизился. При том, что затраты на оборудование, налоги и аренду площадей под мастерские возрастают.
Владимир Васев:
– В 90-х годах ювелиры были значительно богаче основной части населения. Сверхдоходы приносили смутные времена, когда на золоте можно было заработать хорошие деньги. Это слабо контролировалось, а налоги практически не платились. Сейчас все строго лицензировано, а конкуренция увеличилась в десятки раз. На начало перестройки в Челнах была только одна ювелирная мастерская, сейчас же четыре официальных крупных мастерских, а количество «домушников», то есть тех, кто работает без лицензий дома на минимуме оборудования и делает изделия для своих знакомых или выполняет заказы для рынка, огромное количество. Таким образом, очень высока конкуренция, а сейчас, в кризис, когда упал спрос на ювелирные изделия, ювелиры поставлены на грань выживания.
– ПРАВДА ЛИ, что ювелиры дарят своим женам только ювелирные изделия?
Андрей Кожуховский:
– Нет. У меня получается по поговорке: сапожник без сапог.
Владимир Васев:
– Жены ювелиров, как правило, очень ровно относятся к ювелирным изделиям. Когда изо дня в день видишь горы металла, отпадает любое желание таскать его на шее.
– ПРАВДА ЛИ, что народные средства определения подлинности драгоценных металлов действенны?
Андрей Кожуховский:
– На моей практике было много случаев, когда, применяя народные средства, люди ошибались, тратили последние деньги на подделки. Подвешивали кольцо за волосок, мазали золото аккумуляторной кислотой. Лучше этого не делать.
Владимир Васев:
– Я вижу подлинность золота и без специальных приспособлений, то есть народными методами. Я по колечку могу сказать, в какой мастерской нашего города оно сделано, завезено ли из Турции, или оно производства ювелирного завода. Человеку же, который не работает в этой сфере, лучше на свои ощущения не полагаться. Сейчас делают подделки такого уровня, что несведущему человеку очень сложно определить подлинность золота. Часто берут массивное серебряное изделие, гальванически покрывают его тонким слоем золота, а продают как целиком золотое. Любой народный способ покажет, что это золото, потому что снаружи это действительно золото.
– ПРАВДА ЛИ, что, отдавая ювелирное изделие в мастерскую, стоит беспокоиться о том, что бриллианты подменят фианитами или у золотого кольца уменьшится вес?
Андрей Кожуховский:
– Это невозможно. Если мастерская дорожит своей репутацией, она навряд ли сделает это. Когда принимают изделие, предварительно проверяют камни на подлинность, возвращая, делают то же самое.
Владимир Васев:
– Получение лицензии на работу с драгоценными металлами настолько трудоемкий и затратный процесс, что ради мимолетной небольшой выгоды никто рисковать не будет, это просто глупо. Никто, кто имеет лицензию, на это не пойдет. Бытует мнение, что если у тебя нет знакомого ювелира, тебе обязательно обманут. Но это не так. Если у партии изделий не 585, а 584 проба, ее не просто вернут из пробирной инспекции, а пропустят через пресс, и назад владелец получит лепешку. А ведь стоимость работы сопоставима со стоимостью золота. Представьте, какие это потери. Никто на них не пойдет.
– ПРАВДА ЛИ, что сейчас делать сбережения в ювелирных изделиях совсем не выгодно?
Андрей Кожуховский:
– Я думаю, что все же выгодно. Вы сможете продать не новое изделие только как лом, но во времена кризиса цена лома значительно растет. Конечно, эксклюзивные вещи с бриллиантами, представляющие художественную ценность, в цене не упадут, и только их можно рассматривать как вложение денег. Приобретая обыкновенное ювелирное изделие, вернуть его стоимость можно спустя несколько лет, поскольку в этот момент цена лома будет примерно такая же, как три года назад на новые изделия.
Владимир Васев:
– Инвестиции в золото на сегодняшний день наиболее выгодны. Наше законодательство не позволяет покупать в банке слитки золота и хранить их дома. Существуют банковские металлические счета: можно приобретать драгоценный металл, который хранится в банке, а в сберегательной книжке у человека будет указано, что у него на счету, например, 50 грамм золота. Но надо учитывать, что металлические вклады государством не застрахованы, поэтому в период финансовых потрясений такие счета пострадают в первую очередь. Чтобы инвестиции в золото были реальными, лучше всего делать их в лом ювелирных изделий. Покупать лом или ювелирные изделия по цене лома. В ювелирных мастерских сегодня существуют программы по изготовлению «инвестиционных изделий» (цепи, браслеты) весом от 50 г и выше, не имеющие художественной ценности. Лом золота для заказа этого изделия можно приобрести в мастерской. В этом случае цена изделия будет приблизительно равна банковской цене на золото. Там же можно получить сертификат на каждое изделие. И это будут абсолютно законные и наиболее выгодные инвестиции, ведь золото сейчас только дорожает.
Вы отстали от жизни,можно прийти в Сбербанк и купить любой слиток при наличии у Вас паспорта!