Ювелирное искусство – территория настоящих мастеров, тонких граней работы, безупречного вкуса и больших денег. А как только речь заходит о деньгах, то и незамедлительно на сцену выходит компаньон крупных прибыльных вложений, его величество «бизнес». И в этом нет ничего удивительного, ведь Россия, исторически богатая сырьевым потенциалом, одна из немногих свободных мировых зон для ведения и успешного развития ювелирного бизнеса.
Ювелирное производство – динамично развивающийся сегмент экономики России, которому государство предоставило формироваться самостоятельно по рыночным законам, оставив за собой лишь процедуру обязательной постановки на государственный учет предприятий, работающих с драгоценными металлами и камнями, и обязательное апробирование всех изделий из драгметаллов, подлежащих продаже. Перейдя в частные руки, предприятия стали крепкой основой ювелирной инфраструктуры и лакомым кусочком для организаций, желающих объединить прибыльный бизнес под единым началом.
Одной из наиболее известных и значимых видов организаций подобного рода в прошлом являлся созданный 1912 году «Союз ювелиров России». Его главной целью являлось обеспечение благоприятных условий, способствующих полноценной работе участников ювелирного рынка. После его создания в течение 76 лет больше не было учреждено ни одной некоммерческой организации с похожим родом деятельности.
И лишь спустя достаточно большой промежуток времени прочным обрамлением ювелирного рынка становится ассоциация «Гильдия Ювелиров России» (http://www.gjr.ru). На данный момент она объединяет 17 членов, среди которых находятся именитые ювелирные компании, такие как ООО ТД «Адамант», ООО Ювелирный Центр «Кристалл».
Задачами гильдии являются: помощь развития сильного и цивилизованного рынка в стране, учитывающего интересы отечественных предпринимателей с их правовой защитой; соблюдение профессиональной этики, и многие другие.
Правда, многие участники отмечают, что на собраниях «Гильдии Ювелиров России» большей частью речь идёт о выставках, на которых российские производители выступали бы как полноправные хозяева, что логично. Но логично это лишь только на словах, так как на последних выставках зарубежные компании существенно отодвинули на второй план отечественных, повсеместно разместив свои стенды.
Подтверждением является и тот факт, что в последнее время в члены гильдии принимались предприниматели, нацеленные на импорт продукции, что никак не может положительно повлиять на престиж отечественного ювелирного дела.
В то же время "Гильдия ювелиров России" является единственным объединением, постоянно ведущим реальную работу по общению с органами власти и защите интересов ювелиров на самом высшем уровне. Запрет толлинговых схем, работа по отмене ввозных пошлин на драгоценные камни и оборудование, взаимодействие с федеральными министерствами – это то, чем "Гильдия" занимается на текущий момент.
К сожалению, как показывают опросы, многие участники рынка и не подозревают об этой стороне деятельности ассоциации, либо ошибочно считают достигнутые результаты инициативой властей. Налицо основная проблема отечественной ювелирной отрасли – слабое информационное освещение собственной деятельности.
Кроме «Гильдии Ювелиров России» существуют и другие некоммерческие организации, имеющие вес на ювелирном рынке. Одним их примеров служит «Союз ювелиров России Северо-западного Федерального Округа» (председатель Горыня А.С), который был создан 20 января 2004 года. Он смог объединить 19 компаний-производителей ювелирных изделий.
Силы союза направлены на решение таможенных вопросов и на кооперацию для оптимизации творческого и экономического процесса. Также особенно остро стоят вопросы снабжения компаний северо-западного региона драгоценными камнями. Это связано с тем, что нет ни одного предприятия города, имеющего права ввоза в Санкт-Петербург драгоценных камней первой группы. Абсолютно все поставки осуществляются через Москву, при этом обретая большую накрутку. В том числе нельзя обойти вниманием и факт существования проблемы изобилия контрафактной продукции на рынке.
Возрождением петербургского ювелирного искусства также занимается «Ассамблея ювелиров Санкт-Петербурга». Данное некоммерческое партнерство существует на протяжении двух лет и объединяет 18 профессиональных участников ювелирного рынка, работающих как на отечественном рынке, так и за рубежом.
Не остаётся в стороне и клуб «Российская ювелирная торговля». Являясь самым массовым бизнес-объединением предпринимателей в области современной ювелирной торговли (5056 торговых предприятий), он нацелен на организацию обмена информацией, общение между его членами. Его декларируемыми направлениями являются внедрение инноваций в области маркетинга, торговли, а также повышение профессионального уровня и мастерства.
Если же говорить об организациях, созданных для выполнения каких-то определённых задач в ювелирной области, в количественном выражении то оно, безусловно, достаточно велико. Отметим наиболее значимые аппараты, такие как: «Гильдия ювелиров Центрального региона» (председатель Флун Гумеров), «Гильдия ювелиров южного Федерального округа» (президент совета Яровов Андрей Геннадьевич), НП «Русская Гильдия содействия ювелирной торговли» (руководитель Молчанов Я.Н), «Гильдия ювелиров Волго-Вятского региона», (председатель Авакян Г.С.), «Гильдия ювелиров Урала» (председатель Юрий Бырдин), НП «Союз ювелиров Татарстана» (руководитель Игорь Козлов).
Деятельность данных организаций вызывает сомнения общественности, ведь их громкие задачи и обещания едва ли постоянно выполняются должным образом. В качестве примера рассмотрим «Гильдию ювелиров южного Федерального округа». Девиз данной организации – приумножать и защищать. Помимо основных задач, данная некоммерческая организация производит активное взаимодействие с законодательными органами с целью выработки новых законопроектов, способствующие развитию ювелирного рынка ЮФО. Однако если она и выполняет данные обязательства, то отчёты по данным мероприятиям найти не удаётся, быть может, в силу того, что гильдия защищает в основном лишь частные интересы собственных членов, забывая о заявленных задачах или же в силу того, что деятельность организации не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. В любом случае, практика показывает, что правоохранительные органы по-прежнему не способны навести порядок, а законы, которые принимаются для регламентирования ювелирной отрасли, зачастую не выполняются.
В завершение обзора отметим «Союз Ювелиров России», о создании которого заявлено 17 апреля 2009 года.. Решение создать союз было принято на совместном заседании руководителями гильдии «Золотое Кольцо России», ассоциацией ювелиров Красного на Волге, Союзом ювелиров Северо-Западного Федерального Округа, ювелирами Татарстана, Клубом «Российская Ювелирная Торговля». Отличительной чертой данной организации является то, что при «Союзе Ювелиров России» предусмотрено создание Наблюдательного Совета, в который могут войти руководители ведущих регионов с развитой ювелирной инфраструктурой.
Подводя итоги, можно сказать, что некоммерческие организаций ювелиров на отечественном рынке имеют схожие цели и задачи, но с той лишь разницей, что их выполнение происходит в соответствии с разной степенью прозрачности, желания и активности, либо не происходит вовсе. Некоторые из них ювелирную отрасль России рассматривают с позиции высочайшего искусства и традиций, а другие только с позиции ведения прибыльного и порой не всегда легального бизнеса.
[ Ювелирные Известия ]
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.