Мировой финансовый кризис поставил под удар основную статью бюджета Израиля - бриллиантовую индустрию. За первый квартал этого года экспорт бриллиантов из страны упал более чем наполовину. Между тем, Израиль по-прежнему в лидерах мирового алмазного производства.
Среди пыли и скрежета, в грубых руках суровых мужчин рождаются они - абсолютно чистые, исключительно твердые, совершенные без изъянов и не стареющие. Люди ценят в бриллиантах то, что не могут достичь сами. Но в начале своей карьеры "лучшие друзья девушек" похожи на кусок мутного стекла, весь блеск и сияние появляются под резцом мастеров.
Куинджи. Лодка в море
Нахум Юнис, огранщик:
- Мы получаем камень - сырец. Вначале я придаю ему общую форму: мы снимаем грязь и подвергаем его предварительной шлифовке.
Огранщики впервые открывают двери для журналистов, ведь секреты своего мастерства они тщательно оберегают от посторонних. Ремесло гранильщика передавалось из поколения в поколение в еврейских местечках по всей Европе, и было привезено в Израиль репатриантами. Сейчас обработка и продажа алмазов - одна из основных статей в израильском бюджете. Почти каждый третий бриллиант в мире был куплен или огранен на Тель-Авивской бриллиантовой бирже. Сегодня к многовековой традиции добавились компьютерные технологии.
Янив Шемеш, начальник смены:
- Он приходит к нам с метками для граней, которые рассчитывает компьютер. Мы нарезаем эти грани, потом мы возвращаем камень на биржу - там решают, какую окончательную форму ему придать. И для завершения работы - полировки, камень опять возвращается к нам.
Нередко бывает, что в жертву красивой форме приходится принести половину веса алмаза. Знаменитый "Кохинор", украшавший корону королевы Елизаветы, потерял при переогранке почти 80 каратов из 180, но стал только ценнее. Большинство же продаваемых сегодня алмазов весят меньше карата, но становятся для кого-то доказательством любви или просто надежным вложением денег.
Лучший камень - это алмаз, лучший алмаз - это бриллиант. Здесь, в музее Тель-Авивской алмазной биржи, собраны лучшие из лучших - уникальные минералы, к которым приложены человеческий талант и современные технологии. Об их стоимости можно сказать - они бесценны - одна только сумма страховки этих экспонатов сравнима с бюджетом небольшого государства.
Это демонстрация возможностей израильской бриллиантовой индустрии - индустрии, дающей израильскому бюджету почти половину всех экспортных доходов, индустрии, имеющей филиалы по всему миру, индустрии, в которой заняты 35 000 человек. И это отрасль заинтересована в контактах с российской алмазной промышленностью. Впервые Тель-Авивская бриллиантовая биржа открывает сайт на русском языке.
Эли Авидар, генеральный директор Израильского института алмазов:
- Для нас Россия - это перспективный стратегический партнер. Мы знаем о богатстве российских недр, о мастерстве наших российских коллег и надеемся, что наши деловые контакты помогут нашим странам в преодолении кризиса.
С того момента, как шлифовщик полирует последнюю из граней, к этому камню уже нельзя дотрагиваться пальцами. Начальник цеха специальным пинцетом убирает алмазы в коробку, которая отправляется в сейф. Следующими руками, которые прикоснутся к бриллианту, будут уже руки ювелира. Алмаз, наверное, - самый требовательный и самый трудоемкий материал для художника. Зато потом он не разочарует и не предаст, впереди у него - вечность.