В 35 км от Костромы, на холмистом берегу Волги, привольно раскинулся посeлок Красное. Старинное волжское село издавна славилось своими мастерами-ювелирами, изготавливающими женские украшения, предметы сервировки стола и церковного культа. Сегодня Красное-на-Волге – это крупнейший центр ювелирного производства в России, здесь находится дирекция акционерного общества «Красносельский Ювелирпром», пробирное управление, ювелирный завод, музей народно-прикладного искусства, училище художественной обработки металлов.
Сейчас существует две версии о зарождении Красносельского ювелирного промысла. Их выдвинули костромские историки М. П. Рязановский и Е. Дебюк. «В 1565 году, - писал М. П. Рязановский, - в Кострому были сосланы пленные немцы из Юрьева. Есть основание думать, что они положили начало ювелирному промыслу в вотчине Годунова». Другой автор указывает: «Существует предположение, что основание известному ювелирному промыслу Красносельского района положено новгородской вольницей, бежавшей после покорения Пскова и Новгорода и селившейся на Волге». Как видно, оба автора относят возникновение ювелирного производства ко второй половине XVI века и ссылаются на внешние обстоятельства, подчeркивая первостепенную роль пришлых мастеров с Запада и Новгородской земли. Однако археологические исследования и исторические документы подтверждают, что истоки зарождения ювелирного производства в Красносельском районе относятся ещe к периоду становления феодальных отношений в районе Верхнего Поволжья.
Традиции художественной обработки металла передавались из поколения в поколение, совершенствовались, утверждая индивидуальные, свойственные лишь красносeлам, техники, подходы к работе с поделочными камнями, стеклом, золотом и серебряной проволокой.
Мелкие ювелирные украшения, в виде колец, серeг, браслетов, ожерелий, издавна имели бытование в народе, прочно войдя составной частью в костюм и праздничный наряд женщин. С этими украшениями были связаны представления народа о богатстве и красоте.
С самого начала XVII века мы находим сведения о торговцах серебряным товаром, что предполагает не только выделку трудоeмких, сложных, больших художественных изделий, но и появление мелкого, более простого и дешeвого товара.
В отличие от ювелирных изделий из драгоценных металлов, на которых главным образом специализировались известные московские и петербургские ювелирные мастерские, Красносельские мастера продолжают выпуск женских украшений из серебра и цветных металлов, а также предметов церковного культа - нательных крестиков, иконок и образков.
В начале XIX века в селе Красное появился новый вид техники - басменное тиснение – это приeм, известный ещe на ранних этапах развития ювелирного дела, но особенно распространенный в XVI веке. На литую или каменную матрицу накладывается тонкий лист серебра, на котором и получается рельеф. Это был, своего рода, штамп, который расширял технические возможности промысла и дал возможность заменить дорогую технику чеканки более дешeвой.
Основным материалом было серебро. Золото употреблялось для позолоты, а золотых изделий почти не было. Они делались, очевидно, по заказу. Кроме того, известно, что в промысле применение находили медь, хрусталь, камень, бирюза. Из наиболее ходовых и дешевых женских ювелирных украшений, вырабатываемых красносeлами, значительная доля падает на серьги, кольца, броши, цепочки и другие предметы, изготовливаемые из цветных металлов, позолотой и искусственными камнями.
Красносельские кустари поставляли для монастырей и церквей России разнообразные предметы культа. Одних только нательных крестиков было до сорока названий: православные, старообрядческие, мощевые, детские и другие. Чеканились небольшие медные иконки, жетоны с изображением Ченстоховской и Фeдоровской Богоматери, образки с ликами местных святых для продажи в Сарове, Троицке-Сергиевской лавре, Ипатьевском монастыре и других местах.
Производство и сбыт изделий в XIX веке значительно расширились. Появились местные скупщики, торговавшие продукцией красносельских мастеров в Петербурге и других городах России. Изделия красносельских ювелиров были хорошо известны в странах Зарубежного Востока. К середине XIX века в промысле работают 2,5 тысяч человек в сeлах Подольское и Сидоровское и в деревнях округи возникают семейные мастерские. К концу XIX века промысел превращается в «народную капиталистическую мануфактуру», в которой наблюдается и разделение труда, и эксплуатация мастеров.
Недовольство красносельских мастеров вызвало то, что для клеймения своих изделий приходилось ехать в Кострому, так как там находилась пробирная Палатка. 29 августа 1882 года на сельском сходе мастера возбудили ходатайство перед Министерством финансов - перевести пробирную Палатку из Костромы в село Красное. Однако ввиду отсутствия помещения их просьба не была удовлетворена, и только в 1889 году в селе Красное начала функционировать пробирная Палатка, что позволило освободить кустарей от расходов, сопряжeнных с поездками для клеймения изделий в Кострому.
С целью повышения качества изделий Костромское земство открыло в 1897 году в селе Красное-на-Волге класс технического рисования. В 1904 году он был преобразован в художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела.
Ювелирное производство в России 1917-1920 гг. переживало серьeзные трудности, вызванные гражданской войной, разрухой и восстановительным периодом. Только в 1924 году удалось по-настоящему наладить работу производства. В этом же году произошло объединение Красносельской, Сидоровской и Подольской артелей в Костромской ювелирный союз промысловой кооперации. В начале 30-х годов, в связи с коллективизацией артель была переименована в промколхоз «Красный Кустарь».
Любят в Красном изображать сказочных жар-птиц, удалые русские тройки, расписные волжские ладьи - все то, что располагает к радужным переливам золотых и серебряных тонов, к ажурности и изяществу. Скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры, сделанные из тонкой проволоки, гладкой или свитой в верeвочку из 2-х - 3-х нитей, часто сплющенные в ленточки. Проволока бывает золотой, серебряной и медной, позолоченной или посеребрeнной. Красносельские филигранные изделия - броши, пряжки, подстаканники, портсигары - заслужили высокую оценку на Всемирной Выставке в Париже в 1937 году. Мастера принимают участие во Всемирной выставке в 1939 году в Нью-Йорке, где внимание посетителей привлек большой филигранный герб СССР (размер его 31,5 см), выполненный группой мастеров во главе с Н. С. Грустливым и Г. И. Дерябиным.
Красноселы восстанавливают производство разнообразной посуды - стопок, рюмок, бокалов, подстаканников, чайных ложек и других предметов, вырабатываемых из серебра, мельхиора, с гравированным рисунком. Изготовлением этих вещей занимались матера деревень.
Возрождение ювелирного производства в селе Красное было прервано Великой Отечественной войной, которая явилась суровым испытанием для трудового крестьянства и мастеров-ювелиров Красносельского района. Уходят на фронт призванные в ряды Красной Армии лучшие кадры рабочих.
Многие ювелиры, защищая отчий край, погибли смертью храбрых на полях сражений. Хорошо известны имена Героев Советского Союза, бывших ювелиров Красносельской земли: Сыромятникова Б. П., Кулейкина П. И., Зеленова Н. А. Бывший начальник цеха Токмаков З. А. был награжден двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями. Известен бывший заслуженный разведчик, кавалер двух орденов Славы Маслов А. П. 182 человека, награжденные орденами и медалями за мужество и отвагу в великой Отечественной войне, работали потом на фабрике.
В 50-е годы в ювелирную промышленность пришли многие молодые специалисты, выпускники Красносельского техникума художественной обработки металлов и Красносельской профтехшколы. Они сыграли определяющую роль в художественной направленности ювелирного производства в селе Красное.
В это время небольшая на первых парах экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства и создает крупные декоративные вазы и кубки подарочного характера, отражающие большие по социальному звучанию темы. Среди художественно-технических приемов, которыми владеют мастера (литье, чеканка, гравировка), все большее место занимает искусство филиграни. Филигрань применяется как дополнение в декоративных сосудах, в технике филиграни создаются серии украшений (броши, се6рьги), изделия посудной группы (вазочки, конфетницы). Она является важным элементом эмалевых изделий. Небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура, выполненные в технике ажурной филиграни, являются необычайно эффективными и подлинно национальными произведениями русского декоративно-прикладного искусства. Для создания украшений применяется латунь, медь, серебро, золото, для изготовления посуды - мельхиор, томпак. В качестве вставок применяются искусственные камни. В изделиях из серебра и золота используются корунды и поделочные природные камни.
В 1961 году артели «Красный кустарь», «Металлист» и мастерская райпромкомбината объединяются в единое предприятие - Красносельскую ювелирную фабрику, которую возглавил выпускник техникума Л. И. Подобин, стоявший затем у руля ПО «Красносельский Ювелирпром» до 1984 года. 1 февраля 1973 года ювелирная фабрика приказом Министерства переименована в Красносельский ювелирный завод. Создается Красносельское производственное объединение «Ювелирпром», в которое вошли Красносельский, Костромской, Подольский ювелирные заводы и Сидоровская ювелирная фабрика. Продолжается коренная реконструкция производственной базы, начавшаяся в 1960-е годы. Развертывается мощное строительство, вводятся в строй новые корпуса: заготовительный, сборочный, гранильный, гальванический, инженерный и ремонтно-механический.
В декабре 1970 года в Москве состоялась ярмарка ювелирных товаров, на которой наряду с Московским, Ленинградским, Киевским и другими ведущими предприятиями страны заметное место занимали и изделия Красносельского ювелирного завода. Ассортимент его строится на использовании русского национального наследия, что ярко ощущается в форме изделий посудной группы и характере украшений. Новые изделия 1970 года удачно продолжают это перспективное направление. Летом 1974 года красноселы принимают участие в IV Международной выставке бижутерии «Яблонец-74» в Чехословакии.
Большое внимание в эти годы уделяется заботе о быте и здоровье рабочих. Завод строит целый поселок многоэтажных каменных домов, свой клуб, пионерский лагерь на берегу реки Волга на 320 детей, 4 детских сада, типовые ясли на 140 мест. Засчет фонда предприятия сооружается спортивный зал и благоустраивается стадион.
В процессе акционирования, важных изменений материальных и организационных основ в управлении ювелирной промышленностью в России в 1992 году произошли новые преобразования: было создано акционерное общество «Красносельский Ювелирпром» во главе с генеральным директором В. В. Тютюкиным, который руководил предприятием с 1984 по 1998 год. Акционерное общество стало крупнейшим центром ювелирного производства в Российской Федерации.
Многие изделия художников-красноселов принесли предприятию мировую славу, были отмечены дипломами, медалями международных и российских выставок, приобретены государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге, Музеем народного искусства в Москве, Костромским художественным музеем. Эти экспонаты были и остаются своеобразным гимном России.
В них - узоры ее полей, переливчатость берез, волшебство морозной графики. С молоком матери впитало эту красоту новое поколение художников-красноселов и пошло дальше, обогащенное традициями, приметами сегодняшней жизни.
Высокохудожественные изделия ОАО «Красносельский Ювелирпром» во все времена имели поклонников в России и за рубежом - цена истинной красоты непреходяща. Красносельские ювелиры и сегодня приглашают к творческому сотрудничеству знатоков. Красносельский товарный знак был и остаeтся знаком качества, как на российском, так и на международном рынке.
[ Ювелирные Известия ]
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.