Красное-на-Волге: ювелирный промысел

Раздел: Ювелиры и компании
07 мая 2009 г.

В 35 км от Ко­стро­мы, на хол­ми­стом бе­ре­гу Вол­ги, при­воль­но рас­ки­нул­ся по­сe­лок Крас­ное. Ста­рин­ное волж­ское се­ло из­дав­на сла­ви­лось сво­и­ми ма­сте­ра­ми-ю­ве­ли­ра­ми, из­го­тав­ли­ва­ю­щи­ми жен­ские укра­ше­ния, пред­ме­ты сер­ви­ров­ки сто­ла и цер­ков­но­го куль­та. Се­год­ня Крас­ное-на-Вол­ге – это круп­ней­ший центр юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­сии, здесь на­хо­дит­ся ди­рек­ция ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром», про­бир­ное управ­ле­ние, юве­лир­ный за­вод, му­зей на­род­но-при­клад­но­го ис­кус­ства, учи­ли­ще ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов.

Сей­час су­ще­ству­ет две вер­сии о за­рож­де­нии Крас­но­сель­ско­го юве­лир­но­го про­мысла. Их вы­дви­ну­ли ко­стром­ские ис­то­ри­ки М. П. Ря­за­нов­ский и Е. Де­бюк. «В 1565 го­ду, - пи­сал М. П. Ря­за­нов­ский, - в Ко­стро­му бы­ли со­сла­ны плен­ные нем­цы из Юрье­ва. Есть ос­но­ва­ние ду­мать, что они по­ло­жи­ли на­ча­ло юве­лир­но­му про­мыс­лу в вот­чи­не Го­ду­но­ва». Дру­гой ав­тор ука­зы­ва­ет: «Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что ос­но­ва­ние из­вест­но­му юве­лир­но­му про­мыс­лу Крас­но­сель­ско­го рай­о­на по­ло­же­но нов­го­род­ской воль­ни­цей, бе­жав­шей по­сле по­ко­ре­ния Пс­ко­ва и Нов­го­ро­да и се­лив­шей­ся на Вол­ге». Как вид­но, оба ав­то­ра от­но­сят воз­ник­но­ве­ние юве­лир­но­го про­из­вод­ства ко вто­рой по­ло­ви­не XVI ве­ка и ссы­ла­ют­ся на внеш­ние об­сто­я­тель­ства, под­чeр­ки­вая пер­во­сте­пен­ную роль приш­лых ма­сте­ров с За­па­да и Нов­го­род­ской зем­ли. Од­на­ко ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния и ис­то­ри­че­ские до­ку­мен­ты под­твер­жда­ют, что ис­то­ки за­рож­де­ния юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Крас­но­сель­ском рай­о­не от­но­сят­ся ещe к пе­ри­о­ду ста­нов­ле­ния фе­о­даль­ных от­но­ше­ний в рай­о­не Верх­не­го По­вол­жья.

Тра­ди­ции ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­ла пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, со­вер­шен­ство­ва­лись, утвер­ждая ин­ди­ви­ду­аль­ные, свой­ствен­ные лишь крас­носeлам, тех­ни­ки, под­хо­ды к ра­бо­те с по­де­лоч­ны­ми кам­ня­ми, стек­лом, зо­ло­том и се­реб­ря­ной про­во­ло­кой.

Мел­кие юве­лир­ные укра­ше­ния, в ви­де ко­лец, серeг, брас­ле­тов, оже­ре­лий, из­дав­на име­ли бы­то­ва­ние в на­ро­де, проч­но вой­дя со­став­ной ча­стью в ко­стюм и празд­нич­ный на­ряд жен­щин. С эти­ми укра­ше­ни­я­ми бы­ли свя­за­ны пред­став­ле­ния на­ро­да о бо­гат­стве и кра­со­те.

С са­мо­го на­ча­ла XVII ве­ка мы на­хо­дим све­де­ния о тор­гов­цах се­реб­ря­ным то­ва­ром, что пред­по­ла­га­ет не толь­ко вы­дел­ку тру­доeм­ких, слож­ных, боль­ших ху­до­же­ствен­ных из­де­лий, но и по­яв­ле­ние мел­ко­го, бо­лее про­сто­го и де­шeво­го то­ва­ра.

В от­ли­чие от юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, на ко­то­рых глав­ным об­ра­зом спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись из­вест­ные мос­ков­ские и пе­тер­бург­ские юве­лир­ные ма­стер­ские, Крас­но­сель­ские ма­сте­ра про­дол­жа­ют вы­пуск жен­ских укра­ше­ний из се­реб­ра и цвет­ных ме­тал­лов, а так­же пред­ме­тов цер­ков­но­го куль­та - на­тель­ных кре­сти­ков, ико­нок и об­раз­ков.

В на­ча­ле XIX ве­ка в се­ле Крас­ное по­явил­ся но­вый вид тех­ни­ки - бас­мен­ное тис­не­ние – это при­eм, из­вест­ный ещe на ран­них эта­пах раз­ви­тия юве­лир­но­го де­ла, но осо­бен­но рас­про­стра­нен­ный в XVI ве­ке. На ли­тую или ка­мен­ную мат­ри­цу на­кла­ды­ва­ет­ся тон­кий лист се­ребра, на ко­то­ром и по­лу­ча­ет­ся ре­льеф. Это был, сво­е­го ро­да, штамп, ко­то­рый рас­ши­рял тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти про­мыс­ла и дал воз­мож­ность за­ме­нить до­ро­гую тех­ни­ку че­кан­ки бо­лее де­шeвой.

Ос­нов­ным ма­те­ри­а­лом бы­ло се­ребро. Зо­ло­то упо­треб­ля­лось для по­зо­ло­ты, а зо­ло­тых из­де­лий по­чти не бы­ло. Они де­ла­лись, оче­вид­но, по за­ка­зу. Кро­ме то­го, из­вест­но, что в про­мыс­ле при­ме­не­ние на­хо­ди­ли медь, хру­сталь, ка­мень, би­рю­за. Из наи­бо­лее хо­до­вых и де­ше­вых жен­ских юве­лир­ных укра­ше­ний, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых крас­носeла­ми, зна­чи­тель­ная до­ля па­да­ет на серь­ги, коль­ца, бро­ши, це­поч­ки и дру­гие пред­ме­ты, из­го­тов­ли­ва­е­мые из цвет­ных ме­тал­лов, по­зо­ло­той и ис­кус­ствен­ны­ми кам­ня­ми.

Крас­но­сель­ские ку­ста­ри по­став­ля­ли для мо­на­сты­рей и церк­вей Рос­сии раз­но­об­раз­ные пред­ме­ты куль­та. Од­них толь­ко на­тель­ных кре­сти­ков бы­ло до со­ро­ка на­зва­ний: пра­во­слав­ные, ста­ро­об­ряд­че­ские, мо­ще­вые, дет­ские и дру­гие. Че­ка­ни­лись не­боль­шие мед­ные икон­ки, же­то­ны с изоб­ра­же­ни­ем Чен­сто­хов­ской и Фe­до­ров­ской Бо­го­ма­те­ри, об­раз­ки с ли­ка­ми мест­ных свя­тых для про­да­жи в Са­ро­ве, Тро­иц­ке-Сер­ги­ев­ской лавре, Ипа­тьев­ском мо­на­сты­ре и дру­гих ме­стах.

Про­из­вод­ство и сбыт из­де­лий в XIX ве­ке зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись. По­яви­лись мест­ные скуп­щи­ки, тор­го­вав­шие про­дук­ци­ей крас­но­сель­ских ма­сте­ров в Пе­тер­бур­ге и дру­гих го­ро­дах Рос­сии. Из­де­лия крас­но­сель­ских юве­ли­ров бы­ли хо­ро­шо из­вест­ны в стра­нах За­ру­беж­но­го Во­сто­ка. К се­ре­ди­не XIX ве­ка в про­мыс­ле ра­бо­та­ют 2,5 ты­сяч че­ло­век в сe­лах По­доль­ское и Си­до­ров­ское и в де­рев­нях окру­ги воз­ни­ка­ют се­мей­ные ма­стер­ские. К кон­цу XIX ве­ка про­мы­сел пре­вра­ща­ет­ся в «на­род­ную ка­пи­та­ли­сти­че­скую ма­ну­фак­ту­ру», в ко­то­рой на­блю­да­ет­ся и раз­де­ле­ние тру­да, и экс­плу­а­та­ция ма­сте­ров.

Не­до­воль­ство крас­но­сель­ских ма­сте­ров вы­зва­ло то, что для клей­ме­ния сво­их из­де­лий при­хо­ди­лось ехать в Ко­стро­му, так как там на­хо­ди­лась про­бир­ная Па­лат­ка. 29 ав­гу­ста 1882 го­да на сель­ском схо­де ма­сте­ра воз­бу­ди­ли хо­да­тай­ство пе­ред Ми­ни­стер­ством фи­нан­сов - пе­ре­ве­сти про­бир­ную Па­лат­ку из Ко­стро­мы в се­ло Крас­ное. Од­на­ко вви­ду от­сут­ствия по­ме­ще­ния их прось­ба не бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и толь­ко в 1889 го­ду в се­ле Крас­ное на­ча­ла функ­ци­о­ни­ро­вать про­бир­ная Па­лат­ка, что поз­во­ли­ло осво­бо­дить ку­ста­рей от рас­хо­дов, со­пря­жeн­ных с по­езд­ка­ми для клей­ме­ния из­де­лий в Ко­стро­му.

С це­лью по­вы­ше­ния ка­че­ства из­де­лий Ко­стром­ское зем­ство от­кры­ло в 1897 го­ду в се­ле Крас­ное-на-Вол­ге класс тех­ни­че­ско­го ри­со­ва­ния. В 1904 го­ду он был пре­об­ра­зо­ван в ху­до­же­ствен­но-ре­мес­лен­ную ма­стер­скую зо­ло­то­се­реб­ря­но­го де­ла.

Юве­лир­ное про­из­вод­ство в Рос­сии 1917-1920 гг. пе­ре­жи­ва­ло серь­eз­ные труд­но­сти, вы­зван­ные граж­дан­ской вой­ной, раз­ру­хой и вос­ста­но­ви­тель­ным пе­ри­о­дом. Толь­ко в 1924 го­ду уда­лось по-на­сто­я­ще­му на­ла­дить ра­бо­ту про­из­вод­ства. В этом же го­ду про­изо­шло объ­еди­не­ние Крас­но­сель­ской, Си­до­ров­ской и По­доль­ской ар­те­лей в Ко­стром­ской юве­лир­ный со­юз про­мыс­ло­вой ко­опе­ра­ции. В на­ча­ле 30-х го­дов, в свя­зи с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей ар­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в пром­кол­хоз «Крас­ный Кустарь».

Лю­бят в Крас­ном изоб­ра­жать ска­зоч­ных жар-птиц, уда­лые рус­ские трой­ки, рас­пис­ные волж­ские ла­дьи - все то, что рас­по­ла­га­ет к ра­дуж­ным пе­ре­ли­вам зо­ло­тых и се­реб­ря­ных то­нов, к ажур­но­сти и изя­ще­ству. Скань - это ажур­ные или на­па­ян­ные на ме­тал­ли­че­ский фон узо­ры, сде­лан­ные из тон­кой про­во­ло­ки, глад­кой или сви­той в верeвоч­ку из 2-х - 3-х ни­тей, ча­сто сплю­щен­ные в лен­точ­ки. Про­во­ло­ка бы­ва­ет зо­ло­той, се­реб­ря­ной и мед­ной, по­зо­ло­чен­ной или по­се­ребрeн­ной. Крас­но­сель­ские фи­ли­гран­ные из­де­лия - бро­ши, пряж­ки, под­ста­кан­ни­ки, порт­си­га­ры - за­слу­жи­ли вы­со­кую оцен­ку на Все­мир­ной Вы­став­ке в Па­ри­же в 1937 го­ду. Масте­ра при­ни­ма­ют уча­стие во Все­мир­ной вы­став­ке в 1939 го­ду в Нью-Йор­ке, где вни­ма­ние по­се­ти­те­лей при­влек боль­шой фи­ли­гран­ный герб СССР (раз­мер его 31,5 см), вы­пол­нен­ный груп­пой ма­сте­ров во гла­ве с Н. С. Груст­ли­вым и Г. И. Де­ря­би­ным.

Крас­но­се­лы вос­ста­нав­ли­ва­ют про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ной по­су­ды - сто­пок, рю­мок, бо­ка­лов, под­ста­кан­ни­ков, чай­ных ло­жек и дру­гих пред­ме­тов, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых из се­ребра, мель­хи­о­ра, с гра­ви­ро­ван­ным ри­сун­ком. Из­го­тов­ле­ни­ем этих ве­щей за­ни­ма­лись ма­те­ра де­ре­вень.

Воз­рож­де­ние юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное бы­ло пре­рва­но Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной, ко­то­рая яви­лась су­ро­вым ис­пы­та­ни­ем для тру­до­во­го кре­стьян­ства и ма­сте­ров-ю­ве­ли­ров Крас­но­сель­ско­го рай­о­на. Ухо­дят на фронт при­зван­ные в ря­ды Крас­ной Ар­мии луч­шие кад­ры ра­бо­чих.

Мно­гие юве­ли­ры, за­щи­щая от­чий край, по­гиб­ли смер­тью храб­рых на по­лях сра­же­ний. Хо­ро­шо из­вест­ны име­на Ге­ро­ев Со­вет­ско­го Со­ю­за, быв­ших юве­ли­ров Крас­но­сель­ской зем­ли: Сы­ро­мят­ни­ко­ва Б. П., Ку­лей­ки­на П. И., Зе­ле­но­ва Н. А. Быв­ший на­чаль­ник це­ха Ток­ма­ков З. А. был на­граж­ден дву­мя ор­де­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни, Крас­ной Звез­ды и Оте­че­ствен­ной вой­ны и мно­ги­ми ме­да­ля­ми. Из­ве­стен быв­ший за­слу­жен­ный раз­вед­чик, ка­ва­лер двух ор­де­нов Сла­вы Мас­лов А. П. 182 че­ло­ве­ка, на­граж­ден­ные ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми за му­же­ство и от­ва­гу в ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­не, ра­бо­та­ли по­том на фаб­ри­ке.

В 50-е го­ды в юве­лир­ную про­мыш­лен­ность при­шли мно­гие мо­ло­дые спе­ци­а­ли­сты, вы­пуск­ни­ки Крас­но­сель­ско­го тех­ни­ку­ма ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов и Крас­но­сель­ской проф­тех­шко­лы. Они сыг­ра­ли опре­де­ля­ю­щую роль в ху­до­же­ствен­ной на­прав­лен­но­сти юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное.

В это вре­мя не­боль­шая на пер­вых па­рах экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па ху­дож­ни­ков и ма­сте­ров ра­бо­та­ет над но­вы­ми об­раз­ца­ми из­де­лий для мас­со­во­го про­из­вод­ства и со­зда­ет круп­ные де­ко­ра­тив­ные ва­зы и куб­ки по­да­роч­но­го ха­рак­те­ра, от­ра­жа­ю­щие боль­шие по со­ци­аль­но­му зву­ча­нию те­мы. Сре­ди ху­до­же­ствен­но-тех­ни­че­ских при­е­мов, ко­то­ры­ми вла­де­ют ма­сте­ра (ли­тье, че­кан­ка, гра­ви­ров­ка), все боль­шее ме­сто за­ни­ма­ет ис­кус­ство фи­ли­гра­ни. Фи­ли­грань при­ме­ня­ет­ся как до­пол­не­ние в де­ко­ра­тив­ных со­су­дах, в тех­ни­ке фи­ли­гра­ни со­зда­ют­ся се­рии укра­ше­ний (бро­ши, се6рь­ги), из­де­лия по­суд­ной груп­пы (ва­зоч­ки, кон­фет­ни­цы). Она яв­ля­ет­ся важ­ным эле­мен­том эма­ле­вых из­де­лий. Не­боль­шие пан­но, ло­точ­ки, услов­ная ани­ма­ли­сти­че­ская скульп­ту­ра, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке ажур­ной фи­ли­гра­ни, яв­ля­ют­ся не­обы­чай­но эф­фек­тив­ны­ми и под­лин­но на­ци­о­наль­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми рус­ско­го де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства. Для со­зда­ния укра­ше­ний при­ме­ня­ет­ся ла­ту­нь, медь, се­ребро, зо­ло­то, для из­го­тов­ле­ния по­су­ды - мель­хи­ор, том­пак. В ка­че­стве вста­вок при­ме­ня­ют­ся ис­кус­ствен­ные кам­ни. В из­де­ли­ях из се­реб­ра и зо­ло­та ис­поль­зу­ют­ся ко­рун­ды и по­де­лоч­ные при­род­ные кам­ни.

В 1961 го­ду ар­те­ли «Крас­ный ку­старь», «Ме­тал­ли­ст» и ма­стер­ская рай­пром­ком­би­на­та объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное пред­при­я­тие - Крас­но­сель­скую юве­лир­ную фаб­ри­ку, ко­то­рую воз­гла­вил вы­пуск­ник тех­ни­ку­ма Л. И. По­до­бин, сто­яв­ший за­тем у ру­ля ПО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» до 1984 го­да. 1 фев­ра­ля 1973 го­да юве­лир­ная фаб­ри­ка при­ка­зом Ми­ни­стер­ства пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­сель­ский юве­лир­ный за­вод. Соз­да­ет­ся Крас­но­сель­ское про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Юве­лир­пром», в ко­то­рое во­шли Крас­но­сель­ский, Ко­стром­ской, По­доль­ский юве­лир­ные за­во­ды и Си­до­ров­ская юве­лир­ная фаб­ри­ка. Про­дол­жа­ет­ся ко­рен­ная ре­кон­струк­ция про­из­вод­ствен­ной ба­зы, на­чав­ша­я­ся в 1960-е го­ды. Раз­вер­ты­ва­ет­ся мощ­ное стро­и­тель­ство, вво­дят­ся в строй но­вые кор­пу­са: за­го­то­ви­тель­ный, сбо­роч­ный, гра­ниль­ный, галь­ва­ни­че­ский, ин­же­нер­ный и ре­монт­но-ме­ха­ни­че­ский.

В де­каб­ре 1970 го­да в Москве со­сто­я­лась яр­мар­ка юве­лир­ных то­ва­ров, на ко­то­рой на­ря­ду с Мос­ков­ским, Ле­нин­град­ским, Ки­ев­ским и дру­ги­ми ве­ду­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми стра­ны за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ли и из­де­лия Крас­но­сель­ско­го юве­лир­но­го за­во­да. Ас­сор­ти­мент его стро­ит­ся на ис­поль­зо­ва­нии рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го на­сле­дия, что яр­ко ощу­ща­ет­ся в фор­ме из­де­лий по­суд­ной груп­пы и ха­рак­те­ре укра­ше­ний. Но­вые из­де­лия 1970 го­да удач­но про­дол­жа­ют это пер­спек­тив­ное на­прав­ле­ние. Ле­том 1974 го­да крас­но­се­лы при­ни­ма­ют уча­стие в IV Меж­ду­на­род­ной вы­став­ке би­жу­те­рии «Яб­ло­нец-74» в Че­хо­сло­ва­кии.

Боль­шое вни­ма­ние в эти го­ды уде­ля­ет­ся за­бо­те о бы­те и здо­ро­вье ра­бо­чих. За­вод стро­ит це­лый по­се­лок мно­го­этаж­ных ка­мен­ных до­мов, свой клуб, пи­о­нер­ский ла­герь на бе­ре­гу ре­ки Вол­га на 320 де­тей, 4 дет­ских са­да, ти­по­вые яс­ли на 140 ме­ст. Зас­чет фон­да пред­при­я­тия со­ору­жа­ет­ся спор­тив­ный зал и бла­го­устра­и­ва­ет­ся ста­ди­он.

В про­цес­се ак­ци­о­ни­ро­ва­ния, важ­ных из­ме­не­ний ма­те­ри­аль­ных и ор­га­ни­за­ци­он­ных ос­нов в управ­ле­нии юве­лир­ной про­мыш­лен­но­стью в Рос­сии в 1992 го­ду про­изо­шли но­вые пре­об­ра­зо­ва­ния: бы­ло со­зда­но ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» во гла­ве с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром В. В. Тютю­ки­ным, ко­то­рый ру­ко­во­дил пред­при­я­ти­ем с 1984 по 1998 год. Ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство ста­ло круп­ней­шим цен­тром юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Мно­гие из­де­лия ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов при­нес­ли пред­при­я­тию ми­ро­вую сла­ву, бы­ли от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми, ме­да­ля­ми меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских вы­ста­вок, при­об­ре­те­ны го­су­дар­ствен­ным Рус­ским му­зе­ем в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Му­зе­ем на­род­но­го ис­кус­ства в Москве, Ко­стром­ским ху­до­же­ствен­ным му­зе­ем. Эти экс­по­на­ты бы­ли и оста­ют­ся свое­об­раз­ным гим­ном Рос­сии.

В них - узо­ры ее по­лей, пе­ре­лив­ча­тость бе­рез, вол­шеб­ство мо­роз­ной гра­фи­ки. С мо­ло­ком ма­те­ри впи­та­ло эту кра­со­ту но­вое по­ко­ле­ние ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов и пошло даль­ше, обо­га­щен­ное тра­ди­ци­я­ми, при­ме­та­ми се­го­дняш­ней жиз­ни.

Вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ные из­де­лия ОАО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» во все вре­ме­на име­ли по­клон­ни­ков в Рос­сии и за ру­бе­жом - це­на ис­тин­ной кра­со­ты не­пре­хо­дя­ща. Крас­но­сель­ские юве­ли­ры и се­го­дня при­гла­ша­ют к твор­че­ско­му со­труд­ни­че­ству зна­то­ков. Крас­но­сель­ский то­вар­ный знак был и остаeт­ся зна­ком ка­че­ства, как на рос­сий­ском, так и на меж­ду­на­род­ном рын­ке.

[ Ювелирные Известия ]

Для публикации этого эксклюзивного материала необходимо разрешение редакции либо размещение прямой ссылки на http://www.jewellerynews.ru как на источник.

Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.

Полезное

Полезное

 
-->