Красное-на-Волге: ювелирный промысел

Раздел: Ювелиры и компании
07 мая 2009 г.

В 35 км от Ко­стро­мы, на хол­ми­стом бе­ре­гу Вол­ги, при­воль­но рас­ки­нул­ся по­сe­лок Крас­ное. Ста­рин­ное волж­ское се­ло из­дав­на сла­ви­лось сво­и­ми ма­сте­ра­ми-ю­ве­ли­ра­ми, из­го­тав­ли­ва­ю­щи­ми жен­ские укра­ше­ния, пред­ме­ты сер­ви­ров­ки сто­ла и цер­ков­но­го куль­та. Се­год­ня Крас­ное-на-Вол­ге – это круп­ней­ший центр юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­сии, здесь на­хо­дит­ся ди­рек­ция ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром», про­бир­ное управ­ле­ние, юве­лир­ный за­вод, му­зей на­род­но-при­клад­но­го ис­кус­ства, учи­ли­ще ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов.

Сей­час су­ще­ству­ет две вер­сии о за­рож­де­нии Крас­но­сель­ско­го юве­лир­но­го про­мысла. Их вы­дви­ну­ли ко­стром­ские ис­то­ри­ки М. П. Ря­за­нов­ский и Е. Де­бюк. «В 1565 го­ду, - пи­сал М. П. Ря­за­нов­ский, - в Ко­стро­му бы­ли со­сла­ны плен­ные нем­цы из Юрье­ва. Есть ос­но­ва­ние ду­мать, что они по­ло­жи­ли на­ча­ло юве­лир­но­му про­мыс­лу в вот­чи­не Го­ду­но­ва». Дру­гой ав­тор ука­зы­ва­ет: «Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что ос­но­ва­ние из­вест­но­му юве­лир­но­му про­мыс­лу Крас­но­сель­ско­го рай­о­на по­ло­же­но нов­го­род­ской воль­ни­цей, бе­жав­шей по­сле по­ко­ре­ния Пс­ко­ва и Нов­го­ро­да и се­лив­шей­ся на Вол­ге». Как вид­но, оба ав­то­ра от­но­сят воз­ник­но­ве­ние юве­лир­но­го про­из­вод­ства ко вто­рой по­ло­ви­не XVI ве­ка и ссы­ла­ют­ся на внеш­ние об­сто­я­тель­ства, под­чeр­ки­вая пер­во­сте­пен­ную роль приш­лых ма­сте­ров с За­па­да и Нов­го­род­ской зем­ли. Од­на­ко ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния и ис­то­ри­че­ские до­ку­мен­ты под­твер­жда­ют, что ис­то­ки за­рож­де­ния юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Крас­но­сель­ском рай­о­не от­но­сят­ся ещe к пе­ри­о­ду ста­нов­ле­ния фе­о­даль­ных от­но­ше­ний в рай­о­не Верх­не­го По­вол­жья.

Тра­ди­ции ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­ла пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, со­вер­шен­ство­ва­лись, утвер­ждая ин­ди­ви­ду­аль­ные, свой­ствен­ные лишь крас­носeлам, тех­ни­ки, под­хо­ды к ра­бо­те с по­де­лоч­ны­ми кам­ня­ми, стек­лом, зо­ло­том и се­реб­ря­ной про­во­ло­кой.

Мел­кие юве­лир­ные укра­ше­ния, в ви­де ко­лец, серeг, брас­ле­тов, оже­ре­лий, из­дав­на име­ли бы­то­ва­ние в на­ро­де, проч­но вой­дя со­став­ной ча­стью в ко­стюм и празд­нич­ный на­ряд жен­щин. С эти­ми укра­ше­ни­я­ми бы­ли свя­за­ны пред­став­ле­ния на­ро­да о бо­гат­стве и кра­со­те.

С са­мо­го на­ча­ла XVII ве­ка мы на­хо­дим све­де­ния о тор­гов­цах се­реб­ря­ным то­ва­ром, что пред­по­ла­га­ет не толь­ко вы­дел­ку тру­доeм­ких, слож­ных, боль­ших ху­до­же­ствен­ных из­де­лий, но и по­яв­ле­ние мел­ко­го, бо­лее про­сто­го и де­шeво­го то­ва­ра.

В от­ли­чие от юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, на ко­то­рых глав­ным об­ра­зом спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись из­вест­ные мос­ков­ские и пе­тер­бург­ские юве­лир­ные ма­стер­ские, Крас­но­сель­ские ма­сте­ра про­дол­жа­ют вы­пуск жен­ских укра­ше­ний из се­реб­ра и цвет­ных ме­тал­лов, а так­же пред­ме­тов цер­ков­но­го куль­та - на­тель­ных кре­сти­ков, ико­нок и об­раз­ков.

В на­ча­ле XIX ве­ка в се­ле Крас­ное по­явил­ся но­вый вид тех­ни­ки - бас­мен­ное тис­не­ние – это при­eм, из­вест­ный ещe на ран­них эта­пах раз­ви­тия юве­лир­но­го де­ла, но осо­бен­но рас­про­стра­нен­ный в XVI ве­ке. На ли­тую или ка­мен­ную мат­ри­цу на­кла­ды­ва­ет­ся тон­кий лист се­ребра, на ко­то­ром и по­лу­ча­ет­ся ре­льеф. Это был, сво­е­го ро­да, штамп, ко­то­рый рас­ши­рял тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти про­мыс­ла и дал воз­мож­ность за­ме­нить до­ро­гую тех­ни­ку че­кан­ки бо­лее де­шeвой.

Ос­нов­ным ма­те­ри­а­лом бы­ло се­ребро. Зо­ло­то упо­треб­ля­лось для по­зо­ло­ты, а зо­ло­тых из­де­лий по­чти не бы­ло. Они де­ла­лись, оче­вид­но, по за­ка­зу. Кро­ме то­го, из­вест­но, что в про­мыс­ле при­ме­не­ние на­хо­ди­ли медь, хру­сталь, ка­мень, би­рю­за. Из наи­бо­лее хо­до­вых и де­ше­вых жен­ских юве­лир­ных укра­ше­ний, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых крас­носeла­ми, зна­чи­тель­ная до­ля па­да­ет на серь­ги, коль­ца, бро­ши, це­поч­ки и дру­гие пред­ме­ты, из­го­тов­ли­ва­е­мые из цвет­ных ме­тал­лов, по­зо­ло­той и ис­кус­ствен­ны­ми кам­ня­ми.

Крас­но­сель­ские ку­ста­ри по­став­ля­ли для мо­на­сты­рей и церк­вей Рос­сии раз­но­об­раз­ные пред­ме­ты куль­та. Од­них толь­ко на­тель­ных кре­сти­ков бы­ло до со­ро­ка на­зва­ний: пра­во­слав­ные, ста­ро­об­ряд­че­ские, мо­ще­вые, дет­ские и дру­гие. Че­ка­ни­лись не­боль­шие мед­ные икон­ки, же­то­ны с изоб­ра­же­ни­ем Чен­сто­хов­ской и Фe­до­ров­ской Бо­го­ма­те­ри, об­раз­ки с ли­ка­ми мест­ных свя­тых для про­да­жи в Са­ро­ве, Тро­иц­ке-Сер­ги­ев­ской лавре, Ипа­тьев­ском мо­на­сты­ре и дру­гих ме­стах.

Про­из­вод­ство и сбыт из­де­лий в XIX ве­ке зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись. По­яви­лись мест­ные скуп­щи­ки, тор­го­вав­шие про­дук­ци­ей крас­но­сель­ских ма­сте­ров в Пе­тер­бур­ге и дру­гих го­ро­дах Рос­сии. Из­де­лия крас­но­сель­ских юве­ли­ров бы­ли хо­ро­шо из­вест­ны в стра­нах За­ру­беж­но­го Во­сто­ка. К се­ре­ди­не XIX ве­ка в про­мыс­ле ра­бо­та­ют 2,5 ты­сяч че­ло­век в сe­лах По­доль­ское и Си­до­ров­ское и в де­рев­нях окру­ги воз­ни­ка­ют се­мей­ные ма­стер­ские. К кон­цу XIX ве­ка про­мы­сел пре­вра­ща­ет­ся в «на­род­ную ка­пи­та­ли­сти­че­скую ма­ну­фак­ту­ру», в ко­то­рой на­блю­да­ет­ся и раз­де­ле­ние тру­да, и экс­плу­а­та­ция ма­сте­ров.

Не­до­воль­ство крас­но­сель­ских ма­сте­ров вы­зва­ло то, что для клей­ме­ния сво­их из­де­лий при­хо­ди­лось ехать в Ко­стро­му, так как там на­хо­ди­лась про­бир­ная Па­лат­ка. 29 ав­гу­ста 1882 го­да на сель­ском схо­де ма­сте­ра воз­бу­ди­ли хо­да­тай­ство пе­ред Ми­ни­стер­ством фи­нан­сов - пе­ре­ве­сти про­бир­ную Па­лат­ку из Ко­стро­мы в се­ло Крас­ное. Од­на­ко вви­ду от­сут­ствия по­ме­ще­ния их прось­ба не бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и толь­ко в 1889 го­ду в се­ле Крас­ное на­ча­ла функ­ци­о­ни­ро­вать про­бир­ная Па­лат­ка, что поз­во­ли­ло осво­бо­дить ку­ста­рей от рас­хо­дов, со­пря­жeн­ных с по­езд­ка­ми для клей­ме­ния из­де­лий в Ко­стро­му.

С це­лью по­вы­ше­ния ка­че­ства из­де­лий Ко­стром­ское зем­ство от­кры­ло в 1897 го­ду в се­ле Крас­ное-на-Вол­ге класс тех­ни­че­ско­го ри­со­ва­ния. В 1904 го­ду он был пре­об­ра­зо­ван в ху­до­же­ствен­но-ре­мес­лен­ную ма­стер­скую зо­ло­то­се­реб­ря­но­го де­ла.

Юве­лир­ное про­из­вод­ство в Рос­сии 1917-1920 гг. пе­ре­жи­ва­ло серь­eз­ные труд­но­сти, вы­зван­ные граж­дан­ской вой­ной, раз­ру­хой и вос­ста­но­ви­тель­ным пе­ри­о­дом. Толь­ко в 1924 го­ду уда­лось по-на­сто­я­ще­му на­ла­дить ра­бо­ту про­из­вод­ства. В этом же го­ду про­изо­шло объ­еди­не­ние Крас­но­сель­ской, Си­до­ров­ской и По­доль­ской ар­те­лей в Ко­стром­ской юве­лир­ный со­юз про­мыс­ло­вой ко­опе­ра­ции. В на­ча­ле 30-х го­дов, в свя­зи с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей ар­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в пром­кол­хоз «Крас­ный Кустарь».

Лю­бят в Крас­ном изоб­ра­жать ска­зоч­ных жар-птиц, уда­лые рус­ские трой­ки, рас­пис­ные волж­ские ла­дьи - все то, что рас­по­ла­га­ет к ра­дуж­ным пе­ре­ли­вам зо­ло­тых и се­реб­ря­ных то­нов, к ажур­но­сти и изя­ще­ству. Скань - это ажур­ные или на­па­ян­ные на ме­тал­ли­че­ский фон узо­ры, сде­лан­ные из тон­кой про­во­ло­ки, глад­кой или сви­той в верeвоч­ку из 2-х - 3-х ни­тей, ча­сто сплю­щен­ные в лен­точ­ки. Про­во­ло­ка бы­ва­ет зо­ло­той, се­реб­ря­ной и мед­ной, по­зо­ло­чен­ной или по­се­ребрeн­ной. Крас­но­сель­ские фи­ли­гран­ные из­де­лия - бро­ши, пряж­ки, под­ста­кан­ни­ки, порт­си­га­ры - за­слу­жи­ли вы­со­кую оцен­ку на Все­мир­ной Вы­став­ке в Па­ри­же в 1937 го­ду. Масте­ра при­ни­ма­ют уча­стие во Все­мир­ной вы­став­ке в 1939 го­ду в Нью-Йор­ке, где вни­ма­ние по­се­ти­те­лей при­влек боль­шой фи­ли­гран­ный герб СССР (раз­мер его 31,5 см), вы­пол­нен­ный груп­пой ма­сте­ров во гла­ве с Н. С. Груст­ли­вым и Г. И. Де­ря­би­ным.

Крас­но­се­лы вос­ста­нав­ли­ва­ют про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ной по­су­ды - сто­пок, рю­мок, бо­ка­лов, под­ста­кан­ни­ков, чай­ных ло­жек и дру­гих пред­ме­тов, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых из се­ребра, мель­хи­о­ра, с гра­ви­ро­ван­ным ри­сун­ком. Из­го­тов­ле­ни­ем этих ве­щей за­ни­ма­лись ма­те­ра де­ре­вень.

Воз­рож­де­ние юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное бы­ло пре­рва­но Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной, ко­то­рая яви­лась су­ро­вым ис­пы­та­ни­ем для тру­до­во­го кре­стьян­ства и ма­сте­ров-ю­ве­ли­ров Крас­но­сель­ско­го рай­о­на. Ухо­дят на фронт при­зван­ные в ря­ды Крас­ной Ар­мии луч­шие кад­ры ра­бо­чих.

Мно­гие юве­ли­ры, за­щи­щая от­чий край, по­гиб­ли смер­тью храб­рых на по­лях сра­же­ний. Хо­ро­шо из­вест­ны име­на Ге­ро­ев Со­вет­ско­го Со­ю­за, быв­ших юве­ли­ров Крас­но­сель­ской зем­ли: Сы­ро­мят­ни­ко­ва Б. П., Ку­лей­ки­на П. И., Зе­ле­но­ва Н. А. Быв­ший на­чаль­ник це­ха Ток­ма­ков З. А. был на­граж­ден дву­мя ор­де­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни, Крас­ной Звез­ды и Оте­че­ствен­ной вой­ны и мно­ги­ми ме­да­ля­ми. Из­ве­стен быв­ший за­слу­жен­ный раз­вед­чик, ка­ва­лер двух ор­де­нов Сла­вы Мас­лов А. П. 182 че­ло­ве­ка, на­граж­ден­ные ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми за му­же­ство и от­ва­гу в ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­не, ра­бо­та­ли по­том на фаб­ри­ке.

В 50-е го­ды в юве­лир­ную про­мыш­лен­ность при­шли мно­гие мо­ло­дые спе­ци­а­ли­сты, вы­пуск­ни­ки Крас­но­сель­ско­го тех­ни­ку­ма ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов и Крас­но­сель­ской проф­тех­шко­лы. Они сыг­ра­ли опре­де­ля­ю­щую роль в ху­до­же­ствен­ной на­прав­лен­но­сти юве­лир­но­го про­из­вод­ства в се­ле Крас­ное.

В это вре­мя не­боль­шая на пер­вых па­рах экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па ху­дож­ни­ков и ма­сте­ров ра­бо­та­ет над но­вы­ми об­раз­ца­ми из­де­лий для мас­со­во­го про­из­вод­ства и со­зда­ет круп­ные де­ко­ра­тив­ные ва­зы и куб­ки по­да­роч­но­го ха­рак­те­ра, от­ра­жа­ю­щие боль­шие по со­ци­аль­но­му зву­ча­нию те­мы. Сре­ди ху­до­же­ствен­но-тех­ни­че­ских при­е­мов, ко­то­ры­ми вла­де­ют ма­сте­ра (ли­тье, че­кан­ка, гра­ви­ров­ка), все боль­шее ме­сто за­ни­ма­ет ис­кус­ство фи­ли­гра­ни. Фи­ли­грань при­ме­ня­ет­ся как до­пол­не­ние в де­ко­ра­тив­ных со­су­дах, в тех­ни­ке фи­ли­гра­ни со­зда­ют­ся се­рии укра­ше­ний (бро­ши, се6рь­ги), из­де­лия по­суд­ной груп­пы (ва­зоч­ки, кон­фет­ни­цы). Она яв­ля­ет­ся важ­ным эле­мен­том эма­ле­вых из­де­лий. Не­боль­шие пан­но, ло­точ­ки, услов­ная ани­ма­ли­сти­че­ская скульп­ту­ра, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке ажур­ной фи­ли­гра­ни, яв­ля­ют­ся не­обы­чай­но эф­фек­тив­ны­ми и под­лин­но на­ци­о­наль­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми рус­ско­го де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства. Для со­зда­ния укра­ше­ний при­ме­ня­ет­ся ла­ту­нь, медь, се­ребро, зо­ло­то, для из­го­тов­ле­ния по­су­ды - мель­хи­ор, том­пак. В ка­че­стве вста­вок при­ме­ня­ют­ся ис­кус­ствен­ные кам­ни. В из­де­ли­ях из се­реб­ра и зо­ло­та ис­поль­зу­ют­ся ко­рун­ды и по­де­лоч­ные при­род­ные кам­ни.

В 1961 го­ду ар­те­ли «Крас­ный ку­старь», «Ме­тал­ли­ст» и ма­стер­ская рай­пром­ком­би­на­та объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное пред­при­я­тие - Крас­но­сель­скую юве­лир­ную фаб­ри­ку, ко­то­рую воз­гла­вил вы­пуск­ник тех­ни­ку­ма Л. И. По­до­бин, сто­яв­ший за­тем у ру­ля ПО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» до 1984 го­да. 1 фев­ра­ля 1973 го­да юве­лир­ная фаб­ри­ка при­ка­зом Ми­ни­стер­ства пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­сель­ский юве­лир­ный за­вод. Соз­да­ет­ся Крас­но­сель­ское про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Юве­лир­пром», в ко­то­рое во­шли Крас­но­сель­ский, Ко­стром­ской, По­доль­ский юве­лир­ные за­во­ды и Си­до­ров­ская юве­лир­ная фаб­ри­ка. Про­дол­жа­ет­ся ко­рен­ная ре­кон­струк­ция про­из­вод­ствен­ной ба­зы, на­чав­ша­я­ся в 1960-е го­ды. Раз­вер­ты­ва­ет­ся мощ­ное стро­и­тель­ство, вво­дят­ся в строй но­вые кор­пу­са: за­го­то­ви­тель­ный, сбо­роч­ный, гра­ниль­ный, галь­ва­ни­че­ский, ин­же­нер­ный и ре­монт­но-ме­ха­ни­че­ский.

В де­каб­ре 1970 го­да в Москве со­сто­я­лась яр­мар­ка юве­лир­ных то­ва­ров, на ко­то­рой на­ря­ду с Мос­ков­ским, Ле­нин­град­ским, Ки­ев­ским и дру­ги­ми ве­ду­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми стра­ны за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ли и из­де­лия Крас­но­сель­ско­го юве­лир­но­го за­во­да. Ас­сор­ти­мент его стро­ит­ся на ис­поль­зо­ва­нии рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го на­сле­дия, что яр­ко ощу­ща­ет­ся в фор­ме из­де­лий по­суд­ной груп­пы и ха­рак­те­ре укра­ше­ний. Но­вые из­де­лия 1970 го­да удач­но про­дол­жа­ют это пер­спек­тив­ное на­прав­ле­ние. Ле­том 1974 го­да крас­но­се­лы при­ни­ма­ют уча­стие в IV Меж­ду­на­род­ной вы­став­ке би­жу­те­рии «Яб­ло­нец-74» в Че­хо­сло­ва­кии.

Боль­шое вни­ма­ние в эти го­ды уде­ля­ет­ся за­бо­те о бы­те и здо­ро­вье ра­бо­чих. За­вод стро­ит це­лый по­се­лок мно­го­этаж­ных ка­мен­ных до­мов, свой клуб, пи­о­нер­ский ла­герь на бе­ре­гу ре­ки Вол­га на 320 де­тей, 4 дет­ских са­да, ти­по­вые яс­ли на 140 ме­ст. Зас­чет фон­да пред­при­я­тия со­ору­жа­ет­ся спор­тив­ный зал и бла­го­устра­и­ва­ет­ся ста­ди­он.

В про­цес­се ак­ци­о­ни­ро­ва­ния, важ­ных из­ме­не­ний ма­те­ри­аль­ных и ор­га­ни­за­ци­он­ных ос­нов в управ­ле­нии юве­лир­ной про­мыш­лен­но­стью в Рос­сии в 1992 го­ду про­изо­шли но­вые пре­об­ра­зо­ва­ния: бы­ло со­зда­но ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» во гла­ве с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром В. В. Тютю­ки­ным, ко­то­рый ру­ко­во­дил пред­при­я­ти­ем с 1984 по 1998 год. Ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство ста­ло круп­ней­шим цен­тром юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Мно­гие из­де­лия ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов при­нес­ли пред­при­я­тию ми­ро­вую сла­ву, бы­ли от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми, ме­да­ля­ми меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских вы­ста­вок, при­об­ре­те­ны го­су­дар­ствен­ным Рус­ским му­зе­ем в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Му­зе­ем на­род­но­го ис­кус­ства в Москве, Ко­стром­ским ху­до­же­ствен­ным му­зе­ем. Эти экс­по­на­ты бы­ли и оста­ют­ся свое­об­раз­ным гим­ном Рос­сии.

В них - узо­ры ее по­лей, пе­ре­лив­ча­тость бе­рез, вол­шеб­ство мо­роз­ной гра­фи­ки. С мо­ло­ком ма­те­ри впи­та­ло эту кра­со­ту но­вое по­ко­ле­ние ху­дож­ни­ков-крас­но­се­лов и пошло даль­ше, обо­га­щен­ное тра­ди­ци­я­ми, при­ме­та­ми се­го­дняш­ней жиз­ни.

Вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ные из­де­лия ОАО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» во все вре­ме­на име­ли по­клон­ни­ков в Рос­сии и за ру­бе­жом - це­на ис­тин­ной кра­со­ты не­пре­хо­дя­ща. Крас­но­сель­ские юве­ли­ры и се­го­дня при­гла­ша­ют к твор­че­ско­му со­труд­ни­че­ству зна­то­ков. Крас­но­сель­ский то­вар­ный знак был и остаeт­ся зна­ком ка­че­ства, как на рос­сий­ском, так и на меж­ду­на­род­ном рын­ке.

[ Ювелирные Известия ]

Для публикации этого эксклюзивного материала необходимо разрешение редакции либо размещение прямой ссылки на http://www.jewellerynews.ru как на источник.

Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->