Ювелирная компания "Алмаз-Холдинг", которая в 2006 году вошла в тройку лидеров российского потребительского рынка по версии журнала "Forbes", уже на протяжении многих лет выделяет как приоритетное направление свой деятельности не только торговлю драгоценностями, но и развитие ювелирной промышленности России и Татарстана. В прошлом году компания открыла в Казани ювелирный завод, благодаря ее усилиям в столице республики появился геммологический центр. Принято решение об открытии в Казани филиала Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора. Но сегодня производство в нашей стране переживает нелегкие времена. Да и, казалось бы, спрос на продукцию ювелирных заводов должен упасть - потребитель в кризис стремится к экономии. В то же время у президента "Алмаз-Холдинга" Флуна Гумерова другой взгляд на ситуацию. Он уверен, что российская ювелирная промышленность именно в разгар глобального кризиса получила уникальную возможность для того, чтобы совершить качественный скачок в своем развитии.
Флун Фагимович Гумеров родился в 1957 году в селе Шайчурино Татарской, АССР. Господин Гумеров является президентом ювелирной компании "Алмаз-Холдинг" и генеральным директором крупнейшего российского ювелирного завода ОАО "Красносельский ювелирпром". Он, будучи координатором отраслевого направления "Ювелиры, нумизматика и предметы искусства", членом рабочей группы Президиума Генсовета партии Единая Россия" по развитию предпринимательства, ведет активную общественную работу по развитию ювелирной промышленности страны.
Знакомство с одним из самых успешных бизнесменов в ювелирной отрасли начинается в казанском магазине "Яхонт", входящем в федеральную розничную сеть "Алмаз-Холдинг". Господин Гумеров внимательно осматривает витрины с украшениями. Он обращает свое внимание на любые мелочи: эластично ли соединение звеньев браслета, протер ли продавец украшение, после того как оно побывало в руках у клиента, вежливо ли проводили последнего посетителя. Только в конце дня, уже в атмосфере рабочего кабинета у президента "Алмаз-Холдинга" находится время для обстоятельной беседы.
- Скажите, почему именно в период кризиса потребителям имеет смысл покупать драгоценные изделия? Ведь, на первый взгляд, они сейчас становятся действительно непозволительной роскошью.
- Золото играло роль денег на протяжении трех тысяч лет и, наверное, успело за такой срок заслужить доверие людей. Конечно, в золото можно вкладывать капитал, не только покупая ювелирные украшения. Мы понимаем, что деньги, вложенные в ювелирные украшения, не принесут баснословную прибыль, но одновременно они являются средством спасения их от инфляции. Например, полтора года тому назад, цена за 1 грамм золота составляет 470 рублей, а сегодня эти же украшения можно вернуть в ювелирные магазины за 550 рублей за грамм. Хочется предупредить наших покупателей: при вложении денег в покупку ювелирных украшений самое главное - это проверенное качество камней и металла. Мы знаем многочисленные случаи, когда человек купил изделие 585 или 750 пробы, а при сдаче обнаружил соответственно 375 и 585 пробу! Какая же тут выгода? Это потерянные деньги!
Также можно вложить средства в обезличенный металлический счет. Но вклад в ОМС не гарантируется государством, в отличие от рублевого вклада. К тому же доход по ОМС зависит от цены на золото на мировом рынке, так что этот инструмент скорее для биржевых игроков. Также можно купить золото в слитках, но никто не гарантирует, что банк при необходимости купит его у вас по фиксированной цене. Это же относится и к покупке юбилейных монет. При покупке золота в слитках клиент сразу теряет 18% его стоимости, поскольку в; цену включен НДС, которым облагается эта операция. Таким образом, маржа между ценой покупки и ценой продажи может достигать 30%.
- В чем еще выигрывает клиент, покупающий драгоценности?
- Как говорят в Китае, богат не тот, у кого много денег, а тот, у кого много золота. Ведь люди зарабатывают деньги, чтобы покупать на них материальные ценности. А ювелирное украшение - уже само по себе является такой ценностью. А если возникает необходимость вернуть драгоценности в комиссионный магазин, есть возможность назначить цену самостоятельно. Так что драгоценности - это богатство, которое всегда с вами. Еще один весомый аргумент: ювелирные украшения с историей постоянно растут в цене, а деньги со временем все равно дешевеют. Кроме того, ювелирное изделие является не только материальной ценностью, но и статусным продуктом.
- То есть ювелирные украшения представляют и высокую культурную ценность?
- Конечно. Я бы даже сказал, что ювелирные изделия - культурное наследие нашей страны, ничуть не менее важное, чем литературные или художественные памятники. Ювелирная промышленность - одна из них немногих промышленных отраслей, продукция которой живет сотни лет. Ведь до нас дошло множество древних драгоценностей. Да и мастера Киевской Руси использовали уникальные техники изготовления украшений, такие как скань (витье из тонкой золотой или серебряной проволоки) и финифть (украшение металлических изделий рисунками из эмали). С помощью техники скани изготавливаются столовые приборы на Красносельском заводе "Алмаз-Холдинг" в Костромской области. А вот централизованным развитием техники финифти в России никто не занимается. И если так будет продолжаться, то, как ни прискорбно, со временем мы просто потеряем один из элементов русской художественной культуры.
- Что же мешает развиваться российской ювелирной промышленности?
- Это сложный вопрос. Есть целый комплекс проблем. Одна из основных - высокая доля легального и нелегального импорта ювелирной продукции. Приведу пример. От общего объема золотых и серебряных ювелирных изделий, апробированных пробирной палатой России, соответственно золотые импортные изделия составляют 10%, а серебряные - 30%. Анализ же внутреннего ювелирного рынка показывает примерно равную долю реализации как серебряных, так и золотых изделий. Очевидно, что около 20% золотых ювелирных изделий - нелегальная продукция.
- Почему в нашу страну так много ювелирных украшений завозится нелегально?
- Соседние с нами страны СНГ активно контактируют с зарубежными производителями. Из-за отсутствия четкой политики государства в этой области мы за счет собственных производителей позволяем выбиваться другим странам чуть ли не в мировые лидеры. Таким образом, российская ювелирная торговля становится местом стока для драгоценностей низкого качества. Сейчас общая доля контрабандной ювелирной продукции на нем составляет от 40 до 70%. И, что самое обидное, эти украшения представляются нашему покупателю как продукт отечественного производства, что наносит нашей промышленности серьезный моральный и материальный урон. Обратите внимание, что практически ни в одном магазине России вы не увидите ювелирных украшений с бирками зарубежных стран: Китая, Турции, Таиланда, Гонконга и стран Ближнего Востока. Сами продавцы понимают, что они предлагают неликвидный товар, но наличие на нем бирок российских производителей "дезинформирует" наших покупателей и последние поневоле становятся обманутыми.
- Почему все-таки такой низкокачественный товар востребован у потребителей?
- Этому способствует низкая культура, как части самих покупателей, так и части продавцов. Нужно помнить, что во все времена золото притягивало к себе "нечистых на руку" предприимчивых людей. И в нынешних условиях они чувствуют себя довольно вольготно. В 90-е годы были очень развиты мошенничества, связанные с ввозом в Россию подержанных автомобилей из-за рубежа. Тогда отечественному автопрому пришлось тяжело. Ювелирная отрасль сейчас переживает похожий период. Клиенты охотно покупаются на скидки, рекламой которых пестрят витрины магазинов. Покупатели забывают, что украшение - это не одежда, которая ценна один сезон. Стоимость золота никогда не меняется в течение нескольких месяцев на 50%. Нужно понимать, что информация о бешеных скидках может на самом деле быть призывом к покупке низкокачественных украшений. К тому же отличить на глаз подделку от настоящего бриллианта и уж тем более качественный камень от некачественного, невозможно. Так что я советую покупателям ювелирных украшений доверять только мнению специалистов-геммологов и репутации производителя. Кстати, по инициативе "Алмаз-Холдинга" независимый геммологический центр, созданный при Союзе ювелиров Татарстана, появился и в Казани. Там можно проверить качество украшений, приобретенных как в магазинах нашей сети, так и у других продавцов.
- Значит, нелегальный импорт - единственное, что мешает развитию отечественной ювелирной промышленности?
- Это далеко не так. По данным все той же пробирной палаты России, падение производства в ювелирной промышленности в январе 2009 года составило 38% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Конечно, это влияние кризиса. Но именно сейчас ювелирная отрасль может очиститься от недобросовестных компаний. Тогда у нее появится возможность стать импортозамещающей и экспортноориентированной. Для этого она должна решить тот круг проблем, который накапливался десятилетиями. Во-первых, это высокая фискальная нагрузка. Она не позволяет покупать в необходимых для расширения производства количествах новейшее оборудование и драгоценные камни, которые облагаются довольно высокими пошлинами. Как результат, мы имеем то, что Россия добывает 180 тонн золота в год, а перерабатывает только 70 тонн. Для сравнения: Индия перерабатывает 700 тонн золота при добыче всего в 3,5 тонны за тот же период.
- Как с вашей точки зрения можно решить эту проблему?
- Еще в июне 2008 года мы указали власти на способы решения проблем ювелирной промышленности. Тогда на базе общероссийской общественной организации "Деловая Россия" и партии "Единая Россия" было подписано отраслевое соглашение производителей ювелирных украшений, среди которых был и "Алмаз-Холдинг". В рамках этого соглашения мы направили свои предложения по развитию отрасли правительству России. Мы не просим у государства денег. Для успешной работы отрасли нужно, чтобы нормативно-правовая база в нашей стране соответствовала нормативно-правовой базе, существующей в странах-конкурентах. Если не избавиться от слишком тяжелого налогового бремени и излишнего администрирования в отрасли, мы рано или поздно увидим негативные последствия бездействия.
- А каковы позитивные перспективы развития ювелирной промышленности?
- Приведу пример. В Китае годовой оборот ювелирной индустрии занимает третье место после оборота недвижимости и автоиндустрии. А десять лет назад о китайской ювелирной промышленности в мире мало кто знал. Отечественная ювелирная промышленность тоже может совершить такой скачок. Но для этого нужен целый ряд изменений. Процесс саморегулирования отрасли уже запущен. Как я уже сказал, пена во время кризиса сойдет. Но и хорошо зарекомендовавших себя на российском рынке производителей мы сейчас призываем отказаться от извлечения сиюминутных прибылей. Без этого мы не сможем перестроить сознание покупателей; добиться того, чтобы они сами отторгали контрабандную продукцию. Конечно, нельзя забывать и о роли государства в развитии отрасли. Сейчас настал момент, когда нужно определиться, какие сектора промышленности реально способны конкурировать с импортными производителями и в нашей стране, и за ее пределами. И я уверен, что у российской ювелирной промышленности такая возможность сегодня есть.
- Флун Фагимович, ваша компания в течение 10 лет вкладывает огромные средства в возрождение ювелирной промышленности нашего Татарстана. Как вы оцениваете эффективность этих инвестиций?
- Республика Татарстан, где я родился, является одним из самых интересных и самобытных регионов России. Главное, Казань всегда славилась своими мастерами-ювелирами. В начале XX века, к сожалению, ювелирное искусство исчезло из жизни татар. И мы поставили задачу вернуть к жизни былые традиции и развивать их в нынешних условиях. В течение 10 лет этим регионом успешно руководит мой родной брат Фарид Фагимович Гумиров.
В Казани в структуре "Алмаз-Холдинга" как отдельный хозяйственный субъект функционирует ювелирный завод "Алмаз", где в настоящее время трудятся более 70 замечательных мастеров ювелирного искусства. Продукцию этого завода в ближайшее время будут узнавать многие жители нашей страны. Завод работает на современном оборудовании ведущих стран Европы, таких как Италия, Швейцария, Германия. Высокое качество выпускаемой продукции - гарантия их дальнейшего успеха. За время нашей работы в Татарстане было открыто 25 современных ювелирных салонов с высокой культурой обслуживания клиентов.
В Татарстане на заводе, в ювелирных салонах, ломбардах, ремонтных мастерских и магазинах по продаже оборудования на сегодняшний день трудятся более 250 человек. Для них созданы максимально комфортные условия труда, достойные заработные платы, полные социальные пакеты. И, несмотря на серьезный экономический кризис, в их будущее мы смотрим с оптимизмом.
Для меня важным показателем является отсутствие каких-либо замечаний со стороны покупателей и проверяющих органов по качеству продукции в целом в компании "Алмаз-Холдинг". Для нас честь и совесть превыше любой прибыли и денег.