Осенью 2008 года российские ювелиры констатировали резкий рост спроса на украшения — до 90% по сравнению с традиционно пиковым мартом. Однако с началом 2009 года спрос изменился: все большей популярностью начали пользоваться недорогие украшения и изделия из серебра.
Резкий спрос на ювелирные изделия в октябре-ноябре прошлого года был обусловлен ощутимым для большинства россиян началом кризиса, — подтверждает BFM.ru гендиректор Ассоциации ювелиров России Валерий Радашевич. Как заявляли тогда представители розничных ювелирных сетей, широкие слои населения могут позволить покупку ювелирных изделий в отличие от, например, недвижимости. «Есть покупатели, которые приобретают в МЮЗе крупные бриллианты без оправ, стоимость которых выражается цифрой с шестью нулями, рассматривая их как движимое имущество», — приводил пример гендиректор «Московского ювелирного завода» Денис Адамский.
В декабре ситуация в различных регионах складывалась по-разному, однако по среднему уровню продаж эксперты зафиксировали падение примерно на 10% по сравнению с предыдущим декабрем, — отмечает Валерий Радашевич: «К началу марта продажи продолжили снижаться, в дорогом сегменте падение составило до 15%». Тем не менее, по прогнозам экспертов, в отличие от других рынков, где среднеценовой сегмент является наиболее устойчивым в кризис, ювелирные изделия для middle-класса просядут больше всего.
Сейчас из всего рынка ювелирных украшений, пожалуй, лишь производители и продавцы серебра не говорят об ощутимом негативном влиянии кризиса. «И производство, и реализация изделий из серебра растут, по итогам года их продажи могут вырасти процентов на 20-25, — полагает гендиректор Ассоциации ювелиров. — Некоторые производители, чтобы сохранить покупателей, сейчас даже начали выпускать изделия из серебра с бриллиантами, что позволяет существенно снизить его цену: серебро сейчас в десятки раз дешевле золота, цены на которое к тому же в последнее время высоки». Напомним, котировки апрельских фьючерсов на золото по итогам торгов в понедельник на COMEX составили 922 доллара за тройскую унцию, тогда как фьючерсы на серебро — 12,89 доллара.
«Средний чек к 8 марта в магазинах нашей сети составил от 16 до 20 тысяч рублей в зависимости от региона. По Москве эта сумма ближе к 20 тысячам. Однако покупок неоправленных ограненных брильянтов стало меньше, насколько — в процентном соотношении сказать затрудняюсь», — рассказал BFM.ru гендиректор МЮЗа Денис Адамский.
Стабильным пока остается инвестиционный спрос — как правило, покупки с целью вложения средств совершаются на сумму от 1,5-2 млн рублей, — говорит директор по сбыту «Смоленских бриллиантов» Александр Градобоев. «Из-за сокращения покупательной способности спад сейчас есть по всем категориям продукции, не только в ювелирном секторе. Большая часть спроса перераспределилась в сторону более дешевой продукции, но спрос со стороны инвесторов пока остается стабильным», — рассказывает эксперт, отмечая, что это очень долгосрочное вложение, которое имеет смысл делать минимум на 10 лет.
«Сейчас этот рынок находится не в лучшем состоянии, так, крупнейшие алмазодобывающие компании АЛРОСА и De Beers полностью приостановили поставки на мировой рынок из-за падающего спроса и дешевеющего сырья. Однако именно поэтому сейчас есть возможность купить эту продукцию, и в перспективе ближайших пяти лет это выглядит очень хорошей инвестицией», — рассуждает Валерий Радашевич.
«Вложения в ювелирные изделия и драгоценные камни позволяют получить инвесторам прибыль на уровне 10-15% годовых. Однако такая доходность возможна лишь при приобретении продукции известных мировых ювелирных домов и антикварных изделий стоимостью от 5 тысяч долларов. Идеальным вариантом для инвестирования является приобретение российских ювелирных украшений конца 19 – начала 20 веков и западных, датированных 18-м веком», — считает инвестиционный консультант «Финама» Андрей Сапунов.