Канадская Archangel Diamond Corporation (ADC) возобновила в арбитраже Стокгольма судебный процесс против ОАО "Архангельскгеолдобыча" (АГД), владеющего лицензией на разработку Верхотинской алмазоносной площади с запасами $5,5 млрд. Это произошло спустя всего полторы недели после разрыва сделки по покупке 49,9% акций АГД De Beers — крупнейшим акционером ADC. Эксперты сомневаются, что в ходе продолжающегося уже десять лет процесса канадцам удастся отсудить лицензию на Верхотину.
О том, что ADC возобновила судебный процесс в арбитраже Стокгольма против АГД, "Ъ" рассказал Геннадий Цицишвили, управляющий партнер адвокатского бюро "Блищенко и партнеры", представляющего интересы российской стороны в международных судах. По его словам, в конце прошлой недели был получен приказ стокгольмского арбитража о возобновлении дела, датированный 5 февраля. Соответствующее заявление в суд датировано 22 января. От более детальных комментариев юрист отказался.
Возобновление судебного разбирательства в Стокгольме произошло спустя всего полторы недели после разрыва сделки по покупке 49,9% акций АГД корпорацией De Beers, владеющей 64% акций канадской компании. За долю в АГД De Beers должна была заплатить ЛУКОЙЛу, владеющему 100% акций АГД, $100 млн, еще $75 млн при подписании протокола о разработке месторождения и $50 млн после начала добычи. В связи со стратегическим характером запасов трубки сделка подлежала согласованию с правительственной комиссией по контролю над осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли. Комиссия одобрила сделку в октябре, но разрешение должно было вступить в силу после подписания покупателем документа с Федеральной антимонопольной службой, в котором оговаривался бы объем переработки добытых алмазов на территории России. Однако в середине января ADC сообщила о разрыве сделки, объясняя ситуацию резким ухудшением финансового состояния АГД и отсутствием согласования сделки.
Алмазное месторождение в Архангельской области стало предметом судебного разбирательства между акционерами созданного в 1993 году СП "Алмазный берег" еще десять лет назад. ADC (40% этого СП) уже несколько лет оспаривает права на лицензию на разработку Верхотины у АГД (50% СП). Согласно договору, подписанному в 1994 году, канадцы обязались финансировать геологоразведку, а АГД — передать СП лицензию, если поиски увенчаются успехом. Канадцы полагают, что свое дело сделали, но АГД своего обещания не выполнила. С тех пор ADC судится по этому поводу в нескольких международных судах. При подаче иска в Стокгольм летом 1998 года ADC оценила понесенные ею убытки в $500 млн. Кроме того, в 2001 году канадцы обратились в суд штата Колорадо, требуя с АГД и ЛУКОЙЛа $4,8 млрд. Последнее заседание было назначено на 7 января 2009 года. Вчера адвокаты российской стороны не смогли прояснить, состоялось ли оно и, если да, то чем завершилось. Представители канадской компании были недоступны для комментариев.
Управляющий партнер адвокатского бюро "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев считает, что шансы канадцев отсудить лицензию на Верхотину невелики. Он напоминает, что в 2003 году Высший арбитражный суд (ВАС) РФ фактически признал поддельным меморандум от 1994 года — единственный документ, содержащий обещание россиян о передаче лицензии СП "Алмазный берег". "Есть большие сомнения в том, что Стокгольмский суд поставит под сомнение квалификацию ВАС РФ. Кроме того, сейчас нет оснований сомневаться в качестве проведенных тогда экспертиз",— говорит господин Карабаев, в прошлом глава юридической службы Гохрана.
Пока тяжбы между ЛУКОЙЛом и De Beers не привели к конкретным результатам, соглашается Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ". По словам эксперта, если тяжба завершится не в пользу ЛУКОЙЛа, он рискует потерять актив, цена которого после начатой доразведки запасов может значительно возрасти (см. "Ъ" от 29 января). В то же время эксперт отмечает, что до завершения тяжб из-за высоких рисков покупателя на актив может и не найтись.