«Дело» сравнило условия труда на трех ведущих отечественных ювелирных заводах
Финансовый кризис, утверждают украинские ювелиры, к ним пока не добрался.
Киевский, Харьковский и Белоцерковский ювелирные заводы — конкуренты. При этом представители всех трех предприятий уверяют, что изменения рынка ощущают лишь через увеличение спроса на их продукцию. «Люди стараются как-то себя застраховать от обесценивания гривни — сохранить свои сбережения. Они активно скупают слитки драгметаллов и ювелирные изделия», — объясняет Григорий Мажаровский, председатель наблюдательного совета Киевского ювелирного завода (КЮЗ), генеральный директор Ассоциации ювелиров Украины. «Те трудности и проблемы на финансовом рынке, которые сегодня наблюдаются в Украине, на нашем предприятии ни в коей мере не отразились, — заверяет Мажаровский. — Пока сокращать штат у нас нет необходимости».
Требуются рабочие
Кадровая тенденция последних лет для ювелирных предприятий — нехватка персонала рабочих специальностей. В этой отрасли основные рабочие профессии: ювелир-монтировщик, ювелир-закрепщик и ювелир-шлифовщик. Белоцерковский завод на сегодняшний день испытывает нехватку ювелиров-монтировщиков. Не хватает рабочих и КЮЗу.
Дефицит рабочих рук спровоцирован тем, что все больше предпринимателей получают право выпускать и перерабатывать драгоценные металлы. По данным Мажаровского, таких на сегодняшний день около полутора тысяч. Так, более ста производителей ювелирных украшений есть в одном Харькове. Они переманивают уже обученных на местном заводе сотрудников, предлагая им более высокие доходы.
КЮЗ с удовольствием принимает на работу практикантов из киевского Межрегионального центра ювелирного искусства. «Они знают, что и как нужно делать», — говорит Мажаровский. По его словам, в учебном заведении студентов учат работать на железе, бронзе и латуни. Практика же начинается с серебра с постепенным переходом на золото.
Рабочих для ювелирных заводов готовят 6 училищ. Заводы также практикуют обучение персонала непосредственно на заводе. КЮЗ и белоцерковское предприятие также заключают договоры со службой занятости.
Отборочный тур
Собеседование с желающими устроиться на ювелирное производство, как правило, подразумевает несколько этапов. Первыми претендентов принимает отдел кадров. Далее — служба безопасности и режима. Особое внимание уделяется биографии и документам претендента. И только после всех согласований будущий сотрудник может увидеть свое рабочее место.
Опрошенные руководители заводов практикуют испытательный срок. Решение о его прохождении или непрохождении принимается в зависимости от квалификации новичка. В дальнейшем заработок сотрудника зависит от выработки.
Несмотря на дефицит кадров претенденту, у которого потеют руки, откажут в трудоустройстве. Это произойдет в том случае, если должность, на которую он претендует, предполагает работу с драгоценным металлом.
Идеальный кандидат на пост сотрудника службы безопасности ювелирного предприятия — готовый профессионал с достойной физической и профессиональной подготовкой. В основном это бывшие сотрудники силовых структур.
Доход — по выработке
Ювелирный завод — режимное предприятие, поэтому ненормированный рабочий график здесь исключен. Единственное служебное звено с круглосуточным рабочим днем — служба безопасности. Другие работники трудятся четко по 8 часов в день. Посменный график практикуют только на отдельных участках Харьковского ювелирного завода.
Средние зарплаты сотрудников отечественных ювелирных предприятий колеблются в диапазоне 2,2-2,8 тысячи гривен. А вот доход мастера-ювелира с учетом премий и доплат может быть значительно выше. Мажаровский называет целую схему премиальных: ежемесячные по выработке, ежегодные за стаж, поощрения некурящим и неболеющим в течение года, тринадцатая зарплата и другие выплаты. Два раза в год сотрудники КЮЗа могут рассчитывать на повышение заработной платы на 20-25%.
На всех трех предприятиях сотрудникам предоставляется социальный пакет: льготные путевки, компенсация на оздоровление и отдых детей работников завода (до 16 лет). Некоторые предприятия дают возможность бесплатно посещать спортзал.
Цены на обеды в столовой КЮЗа — по себестоимости. Сотрудникам белоцерковского завода, по словам Вячеслава Шевченко, заместителя директора по производству Белоцерковского ювелирного завода, обеды компенсируются полностью.
На Харьковском и Белоцерковском заводах — вредные условия труда, а это для работника означает дополнительный отпуск, спецпитание, обеспечение спецодеждой и защитными средствами.
К тому же все сотрудники имеют возможность приобретать продукцию по заводским ценам. «Кроме того, мы можем бесплатно ремонтировать поломавшиеся изделия работникам завода, и не только нашего производства», — добавляет Виктор Ткаченко, председатель правления Харьковского ювелирного завода.
Доверяй, но проверяй
Пожалуй, первый вопрос, возникающий у посетителя ювелирного завода, — сохранность дорогостоящей продукции. Сколько сотрудников службы безопасности следят за передвижениями ценностей (драгоценных металлов и камней), на Белоцерковском заводе не сообщают. «Вопросы, касающиеся службы безопасности, являются закрытыми», — объясняет Вячеслав Шевченко. Григорий Мажаровский подобные данные секретом не считает: служба безопасности КЮЗа — около сорока человек.
На производстве ювелирных изделий соблазн может одолеть даже самого порядочного сотрудника. Учет ведется применительно чуть ли не к каждой пылинке. По словам Шевченко, работники завода несут как коллективную, так и индивидуальную материальную ответственность. Поэтому, замечает Ткаченко, на Харьковском заводе существуют положение о режимной службе, утвержденное правительством, и заводские инструкции.
При входе и выходе из предприятия сотрудникам достаточно иметь пропуск — обыск проводится крайне редко. Обязательно проверяют наличие драгметаллов, правильное их расходование и сохранность. На КЮЗе практикуют ежемесячные инвентаризации, на заводе в Харькове — плановый и внеплановый досмотр рабочих мест.
Посетителю обязательно иметь при себе удостоверение личности. На территорию завода он может попасть только в сопровождении сотрудника. При этом сканирующий взгляд сотрудников охраны не оставляет места корыстным намерениям.