В январе-сентябре 2008 года выручка лидера алмазодобывающей отрасли России, АК "АЛРОСА", снизилась по РСБУ на 2,6 проц. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как говорится в квартальном отчете компании, основной причиной является снижение курса рубля к доллару на 1,84 руб./долл. (24,05 руб./долл. - 9 месяцев 2008 года, 25,89 руб./долл. - 9 месяцев 2007 года).
Чистая прибыль ведущей алмазодобывающей компании составила 3,543 млрд руб., что в 2,7 раза (-62,3 проц.) меньше, чем за тот же период 2007 года. Согласно квартальному отчету компании, валовая прибыль показывает снижение на 12,2 проц. до 23,601 млрд руб. под влиянием возросшей себестоимости реализации. Прибыль от продаж снизилась за 9 месяцев на 13,5 проц. - до 14,753 млрд руб. Доналоговая прибыль составила 6,674 млрд руб., что вдвое меньше, чем за тот же период 2007 года. По результатам 9 месяцев 2008 года рентабельность собственного капитала составляет 3,2 проц., что на 6,4 проц. ниже аналогичного показателя предыдущего года. Как отмечается в отчете, принимая в расчет инфляционную составляющую в рассматриваемом периоде на уровне 10,2 проц., реальная рентабельность капитала эмитента отрицательная. Таким образом, доходность на вложенный капитал отсутствует. Изменение рентабельности собственного капитала произошло под влиянием снижения объема чистой прибыли. В январе-сентябре на внутренний рынок пришлось 30,9 проц. совокупного объема реализованного АК "АЛРОСА" алмазного сырья, на внешний - 69,1 проц. При этом в структуре экспортных поставок 22,5 проц. пришлось на поставки в адрес City and West East Ltd по соглашению с De Beers. Текущий год - последний, когда "АЛРОСА" может продавать алмазы в адрес De Beers. По решению Еврокомиссии, с 2009 года корпорация должна прекратить закупку драгкамней у российской компании. В 2008 году, в рамках требований Еврокомиссии, АЛРОСА может поставить De Beers драгкамней на 400 млн долл. против 500 млн долл. в 2007 году. На свободный рынок в январе-сентябре пришлось 59,8 проц. экспортных поставок. Еще 9,6 проц. - продажи алмазов специальных размерах на аукционах. На внутреннем рынке потребителями алмазного сырья являются Государственный фонд РФ и российские гранильные предприятия. За 9 месяцев 90,2 проц. поставок на внутренний рынок пришлось на ювелирные алмазы размером менее 10,8 карата. На реализацию бриллиантов в январе-сентябре приходится 6,2 проц. выручки. "АЛРОСА" реализует бриллианты в основном на экспорт, в том числе в США (доля по итогам 9 месяцев - 38,7 проц.) и Бельгию (26 проц.). Доля Китая, ОАЭ и Индии в структуре продаж бриллиантов увеличилась с 7 проц. в 2007 году до 15 проц. по итогам января-сентября 2008 года.