Особенности разработки программного обеспечения для автоматизации ювелирных компаний

Раздел: Повышение квалификации
12 ноября 2008 г.

Особенности разработки программного обеспечения для автоматизации ювелирных компаний

В этой статье нам хотелось бы познакомить читателей с особенностями разработки и выбора базового программного обеспечения, предназначенного для ювелирных торговых (оптовых и розничных) и производственных предприятий, на примере ювелирных программных продуктов компании «БиГСофт».

Учитывая сложность специфики ювелирного учета, разработка программного обеспечения обязательно должна вестись с привлечением коллектива консультантов-профессионалов с большим опытом работы в ювелирной области и отсутствием «программистского» мышления. Несколько месяцев необходимо, чтобы коллектив постановщиков задач смог обобщить ценные знания консультантов, их опыт и переложил в формализованном виде на «лист бумаги». Далее необходимо разрешить вопрос с выбором платформы для будущей системы. Заранее можно  определить основные критерии выбора платформы:

1. система должна быть открыта, т.к. во внедрении и дальнейшей поддержке данного проекта смогут участвовать как фирмы-партнеры, так и собственный IT-отдел клиента;
2. объем работ и период реализации проекта должны быть оптимальными;
3. оптимальная стоимость для конечного потребителя, что неразрывно связано с себестоимостью данного программного продукта и его скорейшей окупаемости;
4. подбирая платформу по первым трем критериям, не следует забывать про масштабируемость и функциональность системы, что позволит использовать ее как в малых предприятиях, так и в крупных с количеством рабочих мест более 50, а также иметь богатый запас внутренних инструментов для реализации технологически сложных пожеланий и требований заказчика а также иметь богатый запас внутренних инструментов для реализации фирм-партнероврабочих мест более 500.

Очевидным выбором согласно перечисленным критериям является платформа «1С:Предприятие 8». При разработке программного решения «БиГСофт» в качестве базовой конфигурации выбор остановился на «1C:Управление торговлей 8», как наиболее функционально отвечающей требованиям большинства торговых компаний. Типовой продукт «1С: Управление производственным предприятием 8» (в качестве решения для производственных ювелирных компаний) требует серьезной доработки по причине абсолютно не подходящего функционала для ювелирной производственной специфики, является весьма дорогостоящим для конечного заказчика и, ко всему, требует весомых затрат на последующую поддержку и сопровождение, а сложность данного продукта не позволит произвести быстрое и легкое освоение и внедрение на ювелирном предприятии.

Фирма 1С, используя свой многолетний опыт, вложила в конфигурацию «1С: Управление торговлей 8» богатейший набор функционала. Кроме того, универсальная отчетность позволяет опытным пользователям, без помощи программистов, настроить для себя различные варианты аналитических отчетов, используя в качестве инструмента обычную компьютерную мышь. Достоинств у данной платформы много и описать их в данной статье практически невозможно.

Хотелось бы отметить, что некоторые фирмы-разработчики предпочитают писать свою собственную систему на базе Oracle, Delphi, Visual FoxPro и т.д., т.к. эта система будет удобная, дешевая, обладать большим количеством функционала – это глубокое заблуждение и подчеркивает их некомпетентность в данной области. Как правило, эти компании на первом этапе разрабатывают механизмы формирования справочников, документов и средств отчетности новой системы и не задумываются над тем, какие аналитические задачи будет решать данная система в будущем. Вследствие этого программу необходимо в дальнейшем заново переписывать, что очень накладно, а в некоторых случаях практически невозможно, или вставлять «заплатки» пропорционально росту потребностей конечных клиентов. Эти системы закрыты для сотрудников IT-отдела клиента, т.к. такое количество «заплаток» могут поддерживать только коллектив разработчиков, который их и создавал.

Компанией «БиГСофт» была разработана конфигурация «БиГСофт: Управление ювелирным предприятием 8» на базе «1С:Управление торговлей 8», которая решает задачи: оптовой, комиссионной, розничной ювелирной торговли, ломбардов, управления ювелирным производством. При разработке данной конфигурации наш коллектив реализовал специфику ювелирного учета, система удобна для пользователей и сохранены практически все стандартные механизмы фирмы «1С».

Кроме этого существует конфигурация «БиГСофт: Управление ювелирной торговлей 8», которая является производной от «БиГСофт: Управление ювелирным предприятием 8», т.е. в ней отсутствует функционал производственного модуля. Данная конфигурация предназначена в первую очередь для:

  • Сетей ювелирных магазинов
  • Ювелирных салонов
  • Ломбардов
  • Ювелирных интернет-магазинов.

На текущий момент имеется около 60 внедрений данного программного продукта. Сейчас в ювелирных решениях «БиГСофт» заключены «лучшие практики» и богатейший опыт ведущих ювелирных компаний России и стран СНГ. У нас имеются рекомендации таких компаний, как «Адамас», «Мегаголд», «Ювелирная сеть «585», «Жемчужное подворье», «Данила Мастер», «Кахолонг» и прочих.

Любая ювелирная компания, сталкиваясь с разработкой или выбором программного обеспечения, вынуждена решать ряд специфичных для ювелирного учета проблем, которые нашли решение в ювелирном программном комплексе «БиГСофт». Например, учет ювелирных изделий ведется по количеству, весу изделий, весу металла в изделиях, т.е. все аналитические отчеты можно получить как в количественном, так и в весовом выражении.

Уникальность изделий. Товар одного артикула может различаться по весу и по размеру, кроме того, на некоторых предприятиях изделия одного артикула могут отличаться цветом металла. Проблема уникальности каждого изделия решена с помощью механизмов «Характеристик номенклатуры» и «Серий номенклатуры». Для ювелирных изделий предопределены следующие характеристики: металл, проба, цвет металла, размер изделия. Использование серий номенклатуры позволило сократить номенклатуру изделий, т.к. не нужно на каждое новое изделие заводить отдельную номенклатурную позицию в справочнике номенклатуры. Таким образом, справочник номенклатуры не разрастается. При  движении изделий каждой номенклатурной позиции могут быть присвоены конкретные размер и вес. Остатки и обороты формируются не только в разрезе номенклатурной позиции, но и в разрезе металла, пробы, цвета металла, размера изделий.

Учет в двух единицах измерения. Основными параметрами количественного учета являются: количество (штуки) и вес изделия (граммы). Однако многие предприятия проявляют интерес к такому параметру как вес металла в изделии (граммы). В нашем продукте учет ювелирных изделий ведется по количеству, весу изделий, весу металла в изделиях, т.е. отчеты по движению и остаткам товаров можно получить как в количественном, так и в весовом выражении. Во всех печатных формах документов выводится как количество товаров, так и их общий вес.

Большая трудоемкость учета всех параметров ювелирных изделий. Ювелирные изделия имеют большое количество характеристик (вид, металл, цвет металла, проба, вид камня, вес камня, форма огранки и т.д.), что делает трудоемким процесс описания номенклатурных позиций в информационной системе. Большинство параметров ювелирного изделия подбирается из соответствующих справочников-классификаторов: металлы, пробы, цвета, виды камней, типы камней, формы огранки, рассевы и т.д. Все классификаторы изначально заполнены предопределенными стандартными (общепринятыми) значениями.

Для ускорения ввода в программу информации об изделиях нами был разработан уникальный документ приемки изделий, который позволяет сократить время ввода информации по изделию до 4 секунд для изделий с драгоценными камнями и до 1 секунды (!) для бескаменных изделий.

Штрих-кодирование. Каждое изделие при заведении в информационную систему получает уникальный штрих-код, посредством которого и сканера штрих-кодов осуществляется ввод данного изделия в документы товародвижения, ускоряя таким образом процесс заполнения документов на отгрузку, возврат, в интерфейсе кассира и т.п. Штрих-код может назначаться как на каждое изделие индивидуально, так и на группу изделий (например, для футляров одной партии или для серебряных изделий).

Особенности указания цен изделий. Цена для ювелирных изделий может определяться как цена за единицу веса изделия (грамм), так и за единицу количества (штуку), как правило, в случаях драгоценных камней в изделиях. В документе «Установка цен номенклатуры» можно указать стоимость номенклатуры за единицу веса или за единицу количества, что дает больше вариантов установок ценовой политики предприятия. Специально разработанные документы установки процентных наценок для розничной торговли ювелирными изделиями облегчают работу кладовщика при перемещении в торговые точки.

Установка скидок для розницы. Многие компании используют различные схемы мотивации при привлечении клиентов, которые постоянно развивают, придумывая новые ходы. К таким схемам относится и механизм скидок и видов оплат:

  • накопительные дисконтные карты;
  • накопительные бонусные карты;
  • сертификаты;
  • сберкнижки;
  • процентные дисконтные карты и т.п.,

которые могут (по решению пользователей) объединяться в акции и, различным образом, кооперироваться.

Гибкость управления налогооблагаемой базой. Не секрет, что многие предприятия имеют несколько юридических лиц для уменьшения налогового бремени в целом по компании, поэтому для таких компаний мы предлагаем уникальный механизм автоматического перемещения между различными юридическими лицами компании и складами с фиксацией цены по каждому перемещению и автоматическим формированием цепочки документов.

Управление сетью магазинов (офисов). Для компания с централизованным управлением удаленными розничными магазинами разработан механизм обмена, позволяющий автоматизировать процесс консолидации данных о продажах в базе головного офиса посредством файлового обмена, электронной почты, FTP-ресурсов и т.п. При этом повышается надежность работы системы в целом, т.к. отсутствует зависимость от наличия и ширины каналов связи.

Ювелирные выставки и служба инвентаризации. Полностью автоматизирован процесс выездов компании на выставки (или инвентаризацию магазинов) с возможностью параллельной работы в обоих базах: и на выставке, и в головном офисе.

Кассовый интерфейс. Наш программный продукт не требует наличия дополнительных программ сторонних разработчиков для управления продажами через торговое оборудование (например, фискальный регистратор), т.к. все необходимые функции и интерфейсы уже заложены в данную программу, а типовые механизмы настройки торгового оборудования позволят подключить оборудование самостоятельно даже рядовому пользователю.

Загрузка электронных накладных и обмен информацией в электронном виде. Когда Ваш поставщик поддерживает возможность работы посредством обмена электронными накладными, то пропадает необходимость в трате времени на ввод изделий в информационную систему, а весь перечень изделий с их характеристиками и прочей дополнительной информацией загружается из электронного файла.

Ломбард. Нередко, ювелирные магазины, помимо основной торговой деятельности, ведут ряд параллельных видов бизнеса: ломбард, скупка, прием металла у населения для изготовления, ремонт. Для подобных компаний реализован модуль управления ломбардами.

Давальческая схема. Давальческая схема позволяет передавать металл (изделия) на переработку и/или ремонт с указанием потерь по договорам и видам сырья.

Для ведения бухгалтерского учета предусмотрены различные варианты выгрузки информации в Вашу бухгалтерскую программу. Возможные варианты выгрузки номенклатуры в бухгалтерию: по артикулам, сериям, виду металла, а варианты выгрузки весовой и количественной информации: по весу изделий, весу металла, весу металла в пробе. Поддерживаются все версии 1С:Бухгалтерии, Инфо-Бухгалтер и иные.

Ювелирные программные решения совместимы со многими типами торгового оборудования: весами, сканерами и принтерами штрих-кодов, кассовым оборудованием и оборудованием для работы с пластиковыми картами и т.п. Изначальная ориентация при разработке программного продукта на работу с торговым оборудованием позволила максимально автоматизировать процесс ввода информации в программу, увеличивая скорость работы пользователей, упрощая работу с программой и минимизируя человеческие ошибки и трудоемкость работы с ювелирными изделиями.

В следующих статьях мы более подробно поговорим об особенностях ведения учета ювелирного производства в системе «БиГСофт: Управление ювелирным предприятием 8», а также приведем сравнительный анализ различных программных продуктов для ювелирной отрасли.

 

[ БиГСофт ]

Полезное

Полезное

 
-->