// Коллекция Cartier на Парижской биеннале антикваров
представляет Екатерина Истомина
Grand Palais вновь только что открыли после очередных реставрационных работ. Обновленные мощь и величие благословенного периода Belle Epoque (Большой дворец был открыт в 1900 году к Всемирной выставке) первыми смогли увидеть посетители 24-й Парижской биеннале антикваров, проходящей под патронажем президента Франции Никола Саркози.
Антикварные галереи с различными порциями искусства — от китайских окаменелых древностей до дадаистов — выстроились парадом от главного входа. Задний двор Grand Palais с рестораном был отдан ювелирам — Cartier, Van Cleef & Arpels, Dior Fine Jewellery, Chanel, Harry Winston, de Grisogono. Между секцией ювелиров и художественных антикваров размещались стенды антикваров тематических — собирателей старых драгоценностей. Там мы нашли превосходные антикварные драгоценности от Boucheron, Chaumet, Mauboussin, Lalique, Fouquet. И таким образом картина оказалась полной — другие великие французские дома, не представившие на биеннале "свежих" работ (а в случае с Laligue и Fouquet этого сделать нельзя — дома не существуют в том виде, в котором они функционировали сто лет назад), все равно оказались рядом.
Так, дом Van Cleef & Arpels показал коллекцию "Сады", о которой мы уже рассказывали (светская премьера "Садов" состоялась в Париже за неделю до открытия биеннале). Виктуар де Кастельян, отвечающая за Dior Fine Jewellery, показала новую версию своей легендарной коллекции Belladona Island, представленную в феврале 2007 года в Тюильри (о ней мы расскажем в следующем номере). Американский дом Harry Winston демонстрировал свои великолепные драгоценные камни в фирменных невесомых оправах. А дом Cartier уединился с китайской темой, не забыв при этом отдать должное и историческим украшениям (в частности, принадлежавшим махараджам), и бессюжетной парадной классике.
Китай — в центре внимания мастеров Cartier. Такому выбору мы нашли три объяснения. Первое: украшения в китайском стиле занимают значительное место в исторической сокровищнице дома. Второе: восточные стили являются сегодня не только важными с точки зрения артистизма, но и оправданными коммерчески, вполне закономерно, что после успеха индийской линии 2007 года, Inde Mysterieuse, ювелиры Cartier двинулись еще дальше на Восток. И, наконец, объяснение третье: в следующем году в Пекине, в Запретном городе, откроется грандиозная выставка украшений Cartier — подобная той, какую мы видели в московском Кремле в 2007 году, но более представительная по числу экспонатов.
Центральные камни китайской коллекции Cartier haute joaillerie — опалы и бериллы. Иными словами, те камни, которые обладают особенными фактурами. Опал, камень слез и печали в европейской традиции, обычно очень многослойный, с характерной мерцающей поверхностью, которая бликует и переливается при попадании на нее лучей. Лучшие опалы — австралийские, так называемые арлекины, камни, у которых даже иногда бывает сложно выявить определенный доминирующий цвет, они многоцветны. К опалам в Cartier обращаются, но не так уж часто. Стоит отметить, что в этом году Van Cleef & Arpels в "Садах" также представил кольцо в классическом стиле с опалом в центре.
Флагманским украшением коллекции стоит признать браслет, собранный из изумрудных бусин, закрепленных огромным опалом в платине. Этот браслет хорошо известен русской публике — Моника Беллуччи совершенно неожиданно для многих прославила украшение на обложке первого российского номера Tatler. Опал также является центром броши — большой камень треугольной формы обвивает платиновая фигурка дракона. Дракон с бриллиантовой чешуей победоносно держит в передней лапе изумрудную бусину.
Берилл — второй неожиданный участник китайской коллекции. Бериллы — выбор необычный для французских ювелиров, традиционно эти камни были любимы англичанами, особенно в Викторианскую эпоху (поскольку большинство бериллов имеет индийское происхождение). Но берилл, природная гамма которого колеблется от прозрачного белого до ярко-зеленого и голубого, позволяет делать с собой довольно многое. В частности, именно берилл используют в тех случаях, когда необходимо выполнить резьбу по камню, — прочный берилл это допускает. Бериллы graves стали центральными в колье и в серьгах — их сопровождают сапфиры и бриллианты.
Коллекцией внутри коллекции можно считать украшения, в которых задействован сапфир padparadscha (в большинстве своем это кольца). Это очень дорогой вид сапфира: padparadscha характеризуется необычным цветом — это микс розового и оранжевого. Специалисты описывают этот цвет как "свадьбу оранжевого сапфира и рубина", "смешение цвета розового лотоса и цветов заката на Шри-Ланке". Остается отметить, что Шри-Ланка — действительно главное место для добычи этих сапфиров, а вот упоминание рубина является всего лишь метафорой, с точки зрения геммологии сапфир padparadscha к рубину никакого отношения не имеет. Оранжевая тема продолжена и в оранжевых гранатах spessartite.
Центральные персонажи коллекции - химеры и драконы. Китайская тема отчетливо зазвучала у Cartier в конце 1910-х годов, активно развивалась в 1920-е, вернулась в 1940-е. Именно в 1940-х у Cartier сформировался конкретный облик китайского сказочного существа — очень крупная голова с открытой пастью, туповатым носом и зачесанной назад шерстью. Самые известные химеры и драконы изготавливались Cartier именно в 1940-50-х годах, и в те времена они всегда были яркими — из кораллов и бирюзы.
Новые химеры и драконы более консервативные — из платины, бриллиантов, сапфиров, как правило, с изумрудными глазками. Отточенное искусство миниатюрной скульптуры позволяет Cartier представлять фантастические сюжетные китайские украшения. Каждая химера и каждый дракон Cartier имеют свои "лица", ни один нисколько не похож на другого.
Что касается композиций, то Cartier в настоящий момент выступает за сложные, перегруженные, подчас асимметричные вещи. Например, колье может состоять из нескольких частей — подвески, крепления, "бус", перехваченных "пряжками" (в качестве бусин могут выступать изумруды, сапфиры или жемчуг). Далее "бусы" продолжаются уже бриллиантовой цепочкой, а самой распространенной формой подвески является помпон.
Cartier находится на самом краю понимания восточной экзотики — еще немного, и конструкции будут визуально распадаться. Держаться, быть единым целым им помогает цвет. Чаще всего это пастельный оттенок с небольшой щепоткой пряности: зеленый, белый, матовый, нежно-голубой, оранжевый, розовый. Коллекция вызвала большой интерес у посетителей биеннале, подавляющее большинство которых — это клиенты.