Драгоценный Китай

Раздел: Бренды
03 октября 2008 г.

Драгоценный Китай

// Коллекция Cartier на Парижской биеннале антикваров

представляет Екатерина Истомина
Grand Palais вновь только что открыли после очередных реставрационных работ. Обновленные мощь и величие благословенного периода Belle Epoque (Большой дворец был открыт в 1900 году к Всемирной выставке) первыми смогли увидеть посетители 24-й Парижской биеннале антикваров, проходящей под патронажем президента Франции Никола Саркози.

Антикварные галереи с различными порциями искусства — от китайских окаменелых древностей до дадаистов — выстроились парадом от главного входа. Задний двор Grand Palais с рестораном был отдан ювелирам — Cartier, Van Cleef & Arpels, Dior Fine Jewellery, Chanel, Harry Winston, de Grisogono. Между секцией ювелиров и художественных антикваров размещались стенды антикваров тематических — собирателей старых драгоценностей. Там мы нашли превосходные антикварные драгоценности от Boucheron, Chaumet, Mauboussin, Lalique, Fouquet. И таким образом картина оказалась полной — другие великие французские дома, не представившие на биеннале "свежих" работ (а в случае с Laligue и Fouquet этого сделать нельзя — дома не существуют в том виде, в котором они функционировали сто лет назад), все равно оказались рядом.

Так, дом Van Cleef & Arpels показал коллекцию "Сады", о которой мы уже рассказывали (светская премьера "Садов" состоялась в Париже за неделю до открытия биеннале). Виктуар де Кастельян, отвечающая за Dior Fine Jewellery, показала новую версию своей легендарной коллекции Belladona Island, представленную в феврале 2007 года в Тюильри (о ней мы расскажем в следующем номере). Американский дом Harry Winston демонстрировал свои великолепные драгоценные камни в фирменных невесомых оправах. А дом Cartier уединился с китайской темой, не забыв при этом отдать должное и историческим украшениям (в частности, принадлежавшим махараджам), и бессюжетной парадной классике.

Китай — в центре внимания мастеров Cartier. Такому выбору мы нашли три объяснения. Первое: украшения в китайском стиле занимают значительное место в исторической сокровищнице дома. Второе: восточные стили являются сегодня не только важными с точки зрения артистизма, но и оправданными коммерчески, вполне закономерно, что после успеха индийской линии 2007 года, Inde Mysterieuse, ювелиры Cartier двинулись еще дальше на Восток. И, наконец, объяснение третье: в следующем году в Пекине, в Запретном городе, откроется грандиозная выставка украшений Cartier — подобная той, какую мы видели в московском Кремле в 2007 году, но более представительная по числу экспонатов.

Центральные камни китайской коллекции Cartier haute joaillerie — опалы и бериллы. Иными словами, те камни, которые обладают особенными фактурами. Опал, камень слез и печали в европейской традиции, обычно очень многослойный, с характерной мерцающей поверхностью, которая бликует и переливается при попадании на нее лучей. Лучшие опалы — австралийские, так называемые арлекины, камни, у которых даже иногда бывает сложно выявить определенный доминирующий цвет, они многоцветны. К опалам в Cartier обращаются, но не так уж часто. Стоит отметить, что в этом году Van Cleef & Arpels в "Садах" также представил кольцо в классическом стиле с опалом в центре.

Флагманским украшением коллекции стоит признать браслет, собранный из изумрудных бусин, закрепленных огромным опалом в платине. Этот браслет хорошо известен русской публике — Моника Беллуччи совершенно неожиданно для многих прославила украшение на обложке первого российского номера Tatler. Опал также является центром броши — большой камень треугольной формы обвивает платиновая фигурка дракона. Дракон с бриллиантовой чешуей победоносно держит в передней лапе изумрудную бусину.

Берилл — второй неожиданный участник китайской коллекции. Бериллы — выбор необычный для французских ювелиров, традиционно эти камни были любимы англичанами, особенно в Викторианскую эпоху (поскольку большинство бериллов имеет индийское происхождение). Но берилл, природная гамма которого колеблется от прозрачного белого до ярко-зеленого и голубого, позволяет делать с собой довольно многое. В частности, именно берилл используют в тех случаях, когда необходимо выполнить резьбу по камню, — прочный берилл это допускает. Бериллы graves стали центральными в колье и в серьгах — их сопровождают сапфиры и бриллианты.

Коллекцией внутри коллекции можно считать украшения, в которых задействован сапфир padparadscha (в большинстве своем это кольца). Это очень дорогой вид сапфира: padparadscha характеризуется необычным цветом — это микс розового и оранжевого. Специалисты описывают этот цвет как "свадьбу оранжевого сапфира и рубина", "смешение цвета розового лотоса и цветов заката на Шри-Ланке". Остается отметить, что Шри-Ланка — действительно главное место для добычи этих сапфиров, а вот упоминание рубина является всего лишь метафорой, с точки зрения геммологии сапфир padparadscha к рубину никакого отношения не имеет. Оранжевая тема продолжена и в оранжевых гранатах spessartite.

Центральные персонажи коллекции - химеры и драконы. Китайская тема отчетливо зазвучала у Cartier в конце 1910-х годов, активно развивалась в 1920-е, вернулась в 1940-е. Именно в 1940-х у Cartier сформировался конкретный облик китайского сказочного существа — очень крупная голова с открытой пастью, туповатым носом и зачесанной назад шерстью. Самые известные химеры и драконы изготавливались Cartier именно в 1940-50-х годах, и в те времена они всегда были яркими — из кораллов и бирюзы.

Новые химеры и драконы более консервативные — из платины, бриллиантов, сапфиров, как правило, с изумрудными глазками. Отточенное искусство миниатюрной скульптуры позволяет Cartier представлять фантастические сюжетные китайские украшения. Каждая химера и каждый дракон Cartier имеют свои "лица", ни один нисколько не похож на другого.

Что касается композиций, то Cartier в настоящий момент выступает за сложные, перегруженные, подчас асимметричные вещи. Например, колье может состоять из нескольких частей — подвески, крепления, "бус", перехваченных "пряжками" (в качестве бусин могут выступать изумруды, сапфиры или жемчуг). Далее "бусы" продолжаются уже бриллиантовой цепочкой, а самой распространенной формой подвески является помпон.

Cartier находится на самом краю понимания восточной экзотики — еще немного, и конструкции будут визуально распадаться. Держаться, быть единым целым им помогает цвет. Чаще всего это пастельный оттенок с небольшой щепоткой пряности: зеленый, белый, матовый, нежно-голубой, оранжевый, розовый. Коллекция вызвала большой интерес у посетителей биеннале, подавляющее большинство которых — это клиенты.

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->