Жители столицы набивают шкатулки драгоценностями. Продажи украшений в 2008 г. выросли как минимум на треть. Тратиться на золото киевлян заставляет как мода на дорогие аксессуары, так и желание сохранить свои сбережения от инфляции. Уловив настроение потребителей, продавцы с утроенными силами кинулись расширять сети. Высокая рентабельность бизнеса позволяет им игнорировать растущую стоимость торговых площадей.
Спрос на золотые ювелирные украшения в этом году бьет все рекорды. По оценкам директора сети "Ювелирная карта" Ольги Семко, продажи выросли как минимум на треть. Генеральный директор ООО "Укрзолото" Елена Юрина озвучивает еще более оптимистические показатели, утверждая, что в их сети с начала сезона реализация украшений увеличилась почти на 70%. Среди причин ажиотажа эксперты называют как повышение платежеспособности населения, так и возвращение моды на золото. Ювелирные украшения выбирают и в качестве аксессуаров для себя, и для подарка. О.Семко отмечает изменения предпочтений киевлян — все чаще они покупают не традиционный красный металл "советского образца", а европейское желтое золото. Особой популярностью пользуется белый металл, а также изделия с натуральными драгоценными камнями. Кроме того, покупатели готовы переплачивать за оригинальный дизайн украшений. В то же время интерес к изделиям, в которых сочетаются несколько видов золота, которые были на пике моды пару лет назад, значительно уменьшился.
Специалисты утверждают, что повышению спроса на золотые украшения как нельзя лучше способствует и удорожание металла. "Если в начале года грамм золота продавался по 180 грн., то сейчас цена не опускается ниже 250 грн. На 30% подорожали и драгоценные камни. То есть динамика опережает инфляцию, что позволило украшениям укрепиться в статусе весьма выгодных объектов для инвестирования личных сбережений", — отмечают в "Ювелирной карте".
По оценкам компании "Укрзолото", среднестатистическая столичная семья тратит на приобретение золотых изделий около 2,5 тыс. грн. в год, а стоимость среднего чека в специализированных магазинах колеблется в диапазоне 500–1,1 тыс. грн. Емкость же киевского ювелирного рынка, по словам Е.Юриной, составляет не менее 1 млрд грн., что делает его весьма привлекательным для производителей и продавцов со всей Украины.
Сегодня в столице насчитывается более сотни ювелирных магазинов разного формата (от небольших торговых точек до специализированных супермаркетов, ассортимент которых достигает 20–30 тыс. изделий). Причем если продавцы, занимающиеся другими товарными группами, в последнее время приостановили активное развитие своих сетей, жалуясь на резкое удорожание арендных ставок, то ювелиры, наоборот, наращивают мышцы. Только за последний год в Киеве появилось порядка десятка более-менее заметных магазинов, не считая ювелирных лотков, базирующихся на территории многих продуктовых супермаркетов. Свои сети расширяют компании "Каприз", Киевский ювелирный завод, "Укрзолото", "Ювелирная карта", "Зарина", не так давно в центре города появился также новый магазин "Роксолана". При этом, как говорит О.Семко, если в регионах они оптимизируют число торговых точек, закрывая лишние, то в столице, наоборот, планируют дальнейшее расширение. "Ювелиры пока в состоянии оплачивать высокие арендные ставки на помещения", — утверждает она.
Эксперт рынка, попросивший не называть его имени, говорит, что ювелирный бизнес продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных — его прибыльность стартует с 30–50% в массовом сегменте и может достигать 200–300% в случае продажи дорогих эксклюзивных изделий. Продавцы, воодушевленные такими показателями, пытаются нарастить обороты. Сейчас весьма популярным стал формат ювелирных супермаркетов, которые за счет большого выбора могут рассчитывать на массового покупателя. Как правило, такие торговые точки базируются в торговых сетях, которые, по словам Елены Юриной, обеспечивают их нужным покупательским потоком. Некоторые ТЦ, к примеру "Городок", "Магеллан", отводят под ювелирные отделы громадные площади в несколько тысяч квадратных метров. В последнее время увеличилось присутствие ювелиров также в ТЦ "Караван", который из-за высоких арендных ставок все чаще покидают продавцы одежды и обуви.
Небывалая активность торговцев привела к ужесточению конкуренции за клиента. Причем фактор стоимости, по словам Ольги Семко, срабатывает только в низком ценовом сегменте. Более состоятельные покупатели стали обращать внимание на качество изделий, дизайн, а также сервис (ремонт, возможность сдать украшение на комиссионную продажу и пр.). Это заставляет продавцов тщательнее подходить к отбору поставщиков. На сегодняшний день в Украине работают несколько сотен ювелирных фабрик и частных мастерских, и все стремятся попасть на наиболее денежный столичный рынок.
Среди известных отечественных производителей специалисты называют винницкий "Кристалл", Киевский ювелирный завод, Харьковскую ювелирную фабрику, компании "Фаэтон", "Пектораль", "Златосвит" и др. Но на рынок постоянно выходят новые мастера. В прошлом году в столице появились фирмы "Торговый союз" и "Диамантов", а также не менее десятка частных мастерских. Кроме того, практически во всех ценовых сегментах увеличивается присутствие импортных изделий. Помимо элитных бутиков (Cartier, Chopard, Damiani и пр.), импортные украшения все активнее предлагаются и в низком, и в среднем ценовом сегментах. По оценкам г-жи Юриной, сейчас доля импорта на киевском ювелирном рынке составляет около 30%, причем эта цифра из года в год увеличивается.
В низком ценовом сегменте лидирует турецкое золото, которое не отличается высоким качеством, но берет стоимостью (оно как минимум на 20% дешевле украинских изделий). За покупателя со средним достатком отечественные ювелиры все чаще сражаются с итальянцами, которые могут предложить более оригинальный дизайн. В ближайшем будущем список иностранных поставщиков будет только расширяться. Сегодня по рынку ходят слухи о намерении французской компании Van Cleef and Arpels построить в Украине завод по производству украшений. Подробности данного проекта пока неизвестны, но наши ювелиры уже волнуются за судьбу своего бизнеса. Ведь ужесточение конкуренции усложняет для них доступ на торговые полки. Уже известны случаи, когда специализированные сети, подобно своим коллегам из продуктового бизнеса, берут плату за "вход", в дальнейшем же эта тенденция получит продолжение. Представители розницы такое развитие событий не опровергают. "Из 15 поставщиков, с которыми мы начинали работать, после отбора остались только три", — говорит О.Семко. По ее словам, нужное качество ("правильный" состав золота, камни с минимальным количеством дефектов), а тем более интересный дизайн могут предоставить далеко не все.
и к чему это все ???
бесстолку ...
xpos.com.ua