Мысли и ощущения, созвучные с вышеприведёнными, охватывают, когда знакомишься с удивительной экспозицией, развёрнутой в залах Иркутского областного художественного музея.
Выставка действительно впечатляет. И по масштабам — на ней представлено около 80 художников, и по уровню мастерства — что ни имя, то явление в искусстве, неповторимый самобытный талант: Андреев и Лебединский, Рогаль и Вычугжанин, Мадиссон и Померанцев, Закиров и Томиловский — словом, художники, чьи имена не просто на слуху у ценителей искусства, их произведения волнуют, завораживают, не отпускают.
Выставка необычна ещё и тем, что она посвящена 75-летию первой Восточно-Сибирской краевой художественной выставки — здесь представлены живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в фондах областного художественного музея.
Открытие выставки состоялось в один из жарких июльских дней — время отпусков, и казалось, что событие это не получит должного резонанса. К счастью, опасения оказались напрасными. Люди пришли: и сами именинники — группа известных иркутских художников, и публика из числа завсегдатаев, и пресса. Правда, многолюдия не случилось, но атмосфера была приподнятой, праздничной. И, конечно же, первое слово — участникам выставки.
С. Элоян, заслуженный художник России:
— Роскошный подарок музейщиков нам, художникам, и всем иркутянам. Это огромная творческая работа, но она стоит того, что здесь представлено.
|
— Приятная неожиданность. Выставка эта — большое, грандиозное событие в культурной жизни города и области. Испытываешь и ностальгические чувства, и одновременно гордость — какие таланты рождает наша сибирская земля! Многих из тех, чьи работы здесь представлены, уже нет, но они с нами — настоящее искусство не умирает. Смотрю на картины и вижу своих друзей — ну как не поздороваться с ними!
А. Костовский, заслуженный художник России:
— Это встреча с друзьями. Со многими из них довелось исколесить не одну тысячу километров — бывали на БАМе, в Братске, в Монголии. Не надо пытаться найти какое-то сходство между ними — у каждого свой язык, своё восприятие мира.
Да, ряды старых мастеров редеют, и это закономерно, жизнь есть жизнь. Но, как было сказано на открытии, новая поросль радует, Иркутский союз художников жил, жив и будет жить. Во славу высокого искусства. Здесь, на выставке, можно увидеть полотна таких замечательных художников, как Н. Андреев и К. Померанцев. Кстати, Константин Померанцев был одним из первых собирателей коллекции сибирского искусства. Он, к слову, участвовал в национализации знаменитой сукачёвской галереи и с 1920 по 1926 год был её главным хранителем. Его первым помощником в комплектовании галереи стал талантливый художник Николай Андреев — один из самых ярких и самобытных художников, с чьим именем связывается представление о сибирском стиле" в искусстве 20-х — 30-х годов прошлого столетия. Своё творчество он посвятил северному краю, Якутии. В экспозиции выставки привлекает внимание одна из картин Николая Андреевича — Тунгусский охотник Томакент". К слову, Николай Андреевич, яркий, самобытный художник, стал жертвой репрессий в 1937 году — был расстрелян как враг народа. Спустя более тридцати лет после гибели художника несколько его произведений были подарены музею его вдовой Ольгой Андреевной. Померанцев же представлен двумя прекрасными холстами: Тырульджи. Вечер" и Легенда о Байкале". Интересна судьба первой из картин. С 1926 по 1939 год Константин Иннокентьевич провёл в Монголии. К монгольскому периоду относится и упомянутый пейзаж. Первозданная тишина опустилась на древнюю землю. Тёплые лучи заходящего солнца озарили вершины невысоких гор. И, как много веков тому назад, размеренно течёт жизнь обитателей юрт…
|
В период деятельности Б. Лебединского галерея значительно обогатилась работами художников-сибиряков. С созданием в 1933 году единого Союза советских художников она стала базой для работы творческой организации. В том же году в её залах и состоялась первая выставка произведений художников Восточной Сибири. В ней приняли участие мастера из Читы, Красноярска, Верхне-удинска, Иркутска. В 1936 году галерея переименовывается в художественный музей, который стал работать с Иркутским союзом художников в тесном контакте.
Это, понятное дело, не могло не отразиться на появлении новых талантов, на пополнении фонда произведениями искусства высокого класса. Сколько света, жизненной силы в творениях уже ушедших Николая Лодейщикова, Алексея Жибинова, Галины Новиковой… да разве всех перечислишь! Каждый из представленных на выставке художников заслуживает отдельного разговора. Ну как, скажем, не назвать выдающегося мастера Аркадия Вычугжанина — мимо его Автопортрета", других работ этого жанра не пройти. Они прямо-таки завораживают психологизмом, философским звучанием. А сельские и городские пейзажи Николая Лодейщикова! Он никогда не сочинял свои пейзажи, стараясь следовать непосредственным впечатлениям. Его пейзаж Перед грозой" можно увидеть в экспозиции.
|
Пожалуй, чаще других художников устраивал в стенах музея свои персональные выставки В. Томиловский, ушедший от нас в возрасте 90 лет. Посмотрите на его Хлеб". Огромное солнце и золотые колосья — очень смелое колористическое решение! Первая его выставка была организована весной 1941 года, к 40-летию со дня рождения художника. С тех пор выставки повторялись каждые десять лет — пять персональных! Работники музея по праву считали Владимира Петровича другом, об-щественником художественного музея. Он активно участвовал в организации выставки частных собраний граждан Иркутска в конце 40-х, помогал в сборе у населения произведений художников старой Сибири. В коллекции музея хранятся его плакаты агитокон ТАСС, созданные в годы войны, и живописные работы почти всех этапов его творчества.
Тема Сибири неразрывно связана с темой труда в творчестве народного художника России Виталия Рогаля. Две его работы, выставленные в экспозиции, не просто впечатляют. Они потрясают! Картина Виталия Сергеевича В глубь тайги" прямо-таки завораживает поэзией и величием природы.
А те, кто творит сегодня, приумножая славу иркутской школы, — это надо видеть! Рубцов и Элоян, Алексеев и Кузьмин, Тетенькин и Гимов, Муравьёв и Костовский — опять же всех не назовёшь. Просто надо заглянуть в музей, на Карла Маркса, 23-25, и воочию убедиться — жива наша знаменитая иркутская школа! Она, как и прежде, продолжает волновать, радовать, восхищать. Не об этом ли феномене писал в Поющем сердце" русский философ Иван Ильин: Сердце наше поёт, когда мы созерцаем в живописи подлинную святыню, когда сквозь мелодию земной музыки воспринимаем духовный свет и слышим голоса поющих и пророчествующих ангелов". Приходите на выставку, и вы убедитесь в этом!
Фото автора