На товарном рынке Екатеринбурга активно развивается относительно молодой сегмент — дистанционная торговля, локомотивом которой стали все более популярные интернет-магазины. Чтобы сделать дистанционную торговлю более цивилизованной, уменьшить количество нарушений, допускаемых продавцами, нужно привести ее в соответствие с законом о защите прав потребителей.
Дистанционная торговля пользуется большой популярностью у екатеринбуржцев. По оценке начальника отдела комитета по товарному рынку Надежды Клиновой, в настоящее время 70% рынка дистанционных товаров составляет так называемая торговля по каталогам, еще 20% приходится на интернет-торговлю, а оставшиеся 10% на телемагазины. По прогнозам Надежды Клиновой, доля интернет-торговли возрастет. И в дальнейшем рынок продажи товаров дистанционным способом будет развиваться как раз за счет on-line торговли. Так, за последнее время объем электронной торговли увеличился до $6 млрд.
Путем электронной торговли екатеринбуржцы покупают биологически активные добавки к пище — продажей этого рода товаров занимаются 40-45% интернет-магазинов. На втором месте среди товаров, реализуемых через Интернет, находятся технически сложные товары, например, телевизоры или DVD-рекордеры (30% интернет-магазинов продают такие товары). Замыкают тройку лидеров on-line торговли товары легкой промышленности, которые реализует четверть интернет-магазинов.
Как рассказала специалист комитета по защите прав потребителей Нина Голубева, интернет-торговля и дистанционная торговля в целом вызывает мало нареканий среди потребителей. Тем не менее дистанционная торговля имеет ряд недостатков. Например, покупатели не могут получить информацию о продавце товара, неизвестен его адрес. Кроме того, отсутствует информация о сроках доставки, сроке действия предложения, потребительских свойствах товара, гарантийном сроке и сроке годности товара, местонахождении изготовителя и импортера.
Среди других нарушений, допускаемых при продаже товаров дистанционным способом, главный специалист Роспотребнадзора Елена Жукова отметила нарушение сроков доставки, а также неполную комплектацию товаров. По ее словам, жалобы потребителей поступают на биологически активные добавки (БАДы) — не обнаруживается их лечебный эффект. Также жалобы поступают на такие товары дистанционной торговли, как изделия медицинского назначения (тонометры, массажеры), а также мебель и косметические изделия.
Устранить многие нарушения можно, если привести дистанционную торговлю в соответствие с законом о защите прав потребителей. Так, например, согласно статье 10 этого закона потребителям должна быть предоставлена информация об условиях использования товара. Эта же статья предписывает продавцам указывать цену на товары только в российской валюте, а также предоставлять покупателям информацию о сроках возврата товара надлежащего качества. При этом интернет-магазины ошибочно считают, что их продукция возврату не подлежит.
Пока же рынок дистанционной торговли регулируется главным образом Правилами продажи товаров дистанционным способом, которые были утверждены в сентябре прошлого года (постановление № 612 от 27 сентября 2007 г.).
Согласно статье 26.1 Правил продажи товаров дистанционным способом в черный" список товаров, которые нельзя продавать дистанционным способом , входит алкоголь, оружие, лекарственные препараты, драгоценные металлы и камни , аудиовизуальная продукция. Эта же статья дает покупателю право отказаться от товара, который ему выслали дистанционным способом, но до получения посылки". Если же покупатель уже получил товар, то вернуть он его может только в течение недели.