Сегодня знаменательный день — первый рабочий день после выборов Президента! Я заранее прошу извинить меня за цитирование пунктов его программы, озвученной в Красноярске. В целях экономии времени основная часть аналитических материалов и некоторые конкретные предложения по урегулированию острейших проблем отрасли уже находятся у вас в папках.
Все участники совещания прекрасно осведомлены о проблемах отрасли и ее успехах, как-никак ювелирная отрасль сегодня — одна из самых динамично развивающихся в России, и это стало возможным во многом благодаря совместной конструктивной работе всех ветвей власти и бизнеса. Тем не менее Дмитрий Медведев, описывая возможное будущее для общества, процитировал высказывание футуролога: Опасности будут не просто возрастать, а будут возрастать по экспоненте. Такое будущее не для слабохарактерных". А мы с вами, как говорил Президент, живем в глобальной экономике, а не на замкнутом острове". И наша ювелирная отрасль будет развиваться под влиянием нескольких факторов глобального характера:
1.Как видно из аналитических материалов, мировая добыча золота за последние 10 лет падает или держится на уровне, не превышающем 2500 т в год, а потребление доходит до 3500 т и выше. Как следствие, последующий рост цен на золото не вызывает сомнения и может дойти до $2500 за унцию.
Очевидно, что будет расти не только стоимость золота и серебра, но и алмазного сырья и, как следствие — бриллиантов. Уже в 2012 году, по аналитическим данным АЛРОСА", ожидается увеличение стоимости бриллиантов в 2 раза.
Удорожание сырья приводит к размыванию оборотных средств, удорожанию продукции и оттоку потенциальных покупателей ювелирных изделий к конкурирующим товарам: мобильным телефонам, подаркам, парфюмерии, мехам и т. д.
2.На мировой рынок ювелирных изделий пришли новые лидеры: прежде всего Индия, Китай, Таиланд, Турция, страны с дешевой рабочей силой и жестко ориентированным на экспорт производством, в том числе — в Россию. Например, Турция, которая еще в 1993— 94 годах экспортировала украшений всего на $8 млн, в 2005 году экспортировала уже на сумму более $2 млрд.
Ювелирная отрасль в этих странах заботливо поддерживается правительствами, оплачивающими проценты по кредиту, спонсирующими участие в зарубежных выставках, лизинг оборудования и т.д. Получается, что мы конкурируем не просто с зарубежными коллегами, но и с государствами.
3. С момента вступления Украины в ВТО для России может появиться серьезная угроза товарной интервенции, в том числе и ювелирной продукции, стран ВТО через Украину. Сегодня законодательство, в соответствии с которым работает украинская ювелирная промышленность, намного больше адаптировано к рыночным условиям. Об этом свидетельствуют либеральные методы работы украинской пробирной палаты (срок клеймения — 1 день), темпы роста ювелирного производства на Украине (в 10 раз за последние 10 лет), в 2 раза превышающие темпы роста ювелирного производства в России. Сегодня на Украине практически нет пошлины на ввоз ювелирных вставок, и это делает их изделия более конкурентоспособными как на внутреннем рынке Украины, так и в России и странах СНГ. Примечательно, что доля импорта на Украине не более 3%.
Переходим к России. Мы имеем несколько конкурентных преимуществ, которые при правильном подходе можно и нужно использовать для развития отрасли: богатейшая сырьевая база по золоту, серебру и алмазам; значительный научно-технологический задел; культурно-историческое наследие, имеющее многовековые корни; растущая экономика как следствие увеличения потребительского спроса и объемов розничной торговли, в том числе — ювелирной; политическая стабильность. Куратором ювелирной отрасли является самый либеральный министр и вице-премьер Правительства — Алексей Кудрин.
Вместе с этим есть несколько отрицательных факторов, тормозящих развитие ювелирной отрасли.
1. Первое и главное — отсутствие равных возможностей ведения бизнеса внутри страны и со своими коллегами за рубежом. Как говорил Дмитрий Медведев, какие уж тут равные возможности, если все знают, что прав всегда окажется тот, у кого зубы острее, а не тот, кто соблюдает закон".
2. Наличие так называемой давальческой схемы, суть которой заключается в том, что денежная оплата импортной продукции заменяется оплатой золотом, и ввезенные таким образом ювелирные изделия (с том числе камни, лига-тура) не облагаются 20%-ной ввозной пошлиной.
3. Отсутствие пошлины на экспорт золота и серебра, хотя бы при росте цен более $1000—1500 за унцию.
4. Серьезная административная нагрузка на бизнес. Не зря Д. Медведев говорил, что значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников и муниципальных служащих. Мы должны поверить в человека, дать ему возможность самостоятельно принимать решения". От себя добавлю: ведь доверяет же государство частным нотариусам, имеющим только печать, заверять государственные договора на миллиарды рублей!
Серьезная административная нагрузка в ювелирной отрасли исходит и от Пробирной палаты. Я очень ценю тот конструктивный диалог, который идет в последние годы между бизнесом, руководством пробирной палаты и Минфина, но тем не менее должен сказать, что реформирование пробирной палаты непозволительно затянулось. О его необходимости говорилось неоднократно, в том числе на парламентских слушаниях, где от имени министра выступил Александр Алиханович.
Сегодня добавлю только о практике открытия дополнительных пунктов пробирного надзора на отдельных предприятиях, которая создает напряжение в ювелирном сообществе. Вспомните слова В. Путина о таможне, которая слилась в экстазе с бизнесом". А с некоторых пор пробирная инспекция живет в гражданском браке с ювелирами, но обслуживает только своего мужа". За счет государственных средств.
Если эта практика будет продолжена, то пункты пробирного надзора должны открываться на всех крупных предприятиях, а если нет, то там, где они уже открыты, надо их закрыть, чтобы ни у кого не было конкурентного преимущества. О монополии Пробирной палаты в России говорится уже много лет, а монополия (как известно, злейший враг любой экономики) продолжает успешно существовать. Россия — единственная страна мира, где услугу по клеймению предоставляет всего один институт: даже в консервативной Англии их два. Мы не говорим об отмене клейма или контроля со стороны государства, мы говорим о недопустимости монополизации клеймения как услуги.
5. Серьезная фискальная нагрузка: наличие 20%-ной пошлины и 18%-ного НДС на ввоз ювелирных вставок и ювелирного оборудования при отсутствии отечественных месторождений многих драгоценных (рубин, сапфир, александрит и др.) и недрагоценных камней. Радует суждение Президента о том, что налогов должно быть столько, сколько нужно для функционирования государства. Мы ожидаем снижения налогов в целом по экономике и в том числе, конечно, в нашей отрасли.
6. Пренебрежение к защите интеллектуальной собственности, и, как следствие, слабое законодательство. Многие наши изделия копируются внутри страны и за рубежом.
7. Значительный теневой оборот и серая" схема зарплаты. В том же Крас-ном-на-Волге зарегистрировано более 700 ювелирных предприятий, а Красносельский Ювелирпром" оплачивает более 50% налогов. При этом люди, получающие на заводе легальную зарплату в 25 тыс. рублей, уходят на предприятия, где белая" зарплата составляет 3 тыс. рублей. Это говорит о том, что многие бизнесмены ведут двойную жизнь: наверное, чтобы хотя бы одна удалась. И бороться с этим явлением без помощи честных предпринимателей Пробирной палате нереально. Пробирная палата имеет договор о сотрудничестве с налоговыми органами, они подчиняются одному министру, а бизнесмены лучше знают, кто как ведет свой бизнес.
8. Значительная доля только официального импорта (25% изделий из
серебра и 10% из золота) — импортные). Надо помнить, что в США в 1997 году доля импортных украшений составляла 6—10%, а уже через 7 лет превысила 50%.
9.Практически полное отсутствие экспорта, даже в страны СНГ. Единицы
поставщиков в тот же Казахстан. Радует, что Президент поставил задачу расширить меры поддержки экспорта и инвестиций российских компаний за рубежом. Тут могло бы помочь проведение ювелирных выставок при поддержке государства в странах СНГ.
10.Отсутствие в России федеральной отраслевой общественной организации с четкой идеей содействия российскому производителю и защиты покупателя ювелирных изделий. Есть попытки приватизации общественной жизни недобросовестными бизнесменами.
11.Отрицательный фактор, который при определенных усилиях может стать положительным, это — открытость границ между странами СНГ. Разные таможенные и налоговые тарифы, позволяют использовать эту ситуацию для завоза комплектующих через эти страны без уплаты таможенных пошлин. Если налоговые и таможенные тарифы не будут урегулированы, тогда удары судьбы не только откроют нам глаза, но и отправят отрасль в нокаут.
12.Отсутствие постоянной площадки для диалога с федеральными и
региональными властями. Мы однозначно поддерживаем организацию Общественного совета при Минфине и думаем, что этот Совет в первую очередь должен принять программу поддержки отечественного бизнеса, аналогичную той, что была принята в свое время в Италии, Англии, Индии, Турции и т. д. На этой площадке, на мой взгляд, можно было бы продолжить конструктивный диалог, который начат между бизнесом и властью. Диалог должен быть постоянным, с участием представителей государства, иначе мечта о частно-государственном партнерстве так и останется только мечтой. Ювелирная отрасль не должна уподобиться беременной блондинке и надеяться, что наши проблемы рассосутся сами собой.
Мы должны работать вместе, делать общее дело и помнить: ювелиры украшают людей и поднимают имидж России.
[ Ювелирные Известия ]