Доклад Ф. Гумерова на совещании в Госдуме РФ 3 марта

Раздел: Общество
15 марта 2008 г.

“Сегодня знаменательный день — первый рабочий день после выборов Президента! Я заранее прошу извинить меня за цитирование пунктов его про­граммы, озвученной в Красноярске. В целях экономии времени основная часть аналитических материалов и не­которые конкретные предложения по урегулированию острейших проблем отрасли уже находятся у вас в папках.

Все участники совещания прекрасно осведомлены о проблемах отрасли и ее успехах, как-никак ювелирная отрасль сегодня — одна из самых динамично раз­вивающихся в России, и это стало воз­можным во многом благодаря совмест­ной конструктивной работе всех ветвей власти и бизнеса. Тем не менее Дмитрий Медведев, описывая возможное будущее для общества, процитировал высказыва­ние футуролога: “Опасности будут не просто возрастать, а будут возрастать по экспоненте. Такое будущее не для сла­бохарактерных". А мы с вами, как гово­рил Президент, живем в глобальной эко­номике, а не на “замкнутом острове". И наша ювелирная отрасль будет разви­ваться под влиянием нескольких факто­ров глобального характера:

1.Как видно из аналитических материалов, мировая добыча золота за последние 10 лет падает или держится на уровне, не превышающем 2500 т в год, а потребление доходит до 3500 т и выше. Как следствие, последующий рост цен на золото не вызывает сомнения и может дойти до $2500 за унцию.

Очевидно, что будет расти не только стоимость золота и серебра, но и алмазного сырья и, как следст­вие — бриллиантов. Уже в 2012 году, по аналитическим данным “АЛРОСА", ожидается увеличение стоимости брил­лиантов в 2 раза.

Удорожание сырья приводит к размыванию оборотных средств, удорожанию продукции и оттоку потенциальных поку­пателей ювелирных изделий к конкури­рующим товарам: мобильным телефонам, подаркам, парфюмерии, мехам и т. д.

2.На мировой рынок ювелирных изделий пришли новые лидеры: прежде всего Индия, Китай, Таиланд, Турция, страны с дешевой рабочей силой и жестко ориентированным на экспорт произ­водством, в том числе — в Россию. Например, Турция, которая еще в 1993— 94 годах экспортировала украше­ний всего на $8 млн, в 2005 году экспортировала уже на сумму более $2 млрд.

Ювелирная отрасль в этих странах заботливо поддерживается правитель­ствами, оплачивающими проценты по кредиту, спонсирующими участие в зарубежных выставках, лизинг обору­дования и т.д. Получается, что мы кон­курируем не просто с зарубежными кол­легами, но и с государствами.

3. С момента вступления Украины в ВТО для России может появиться серь­езная угроза товарной интервенции, в том числе и ювелирной продукции, стран ВТО через Украину. Сегодня зако­нодательство, в соответствии с которым работает украинская ювелирная про­мышленность, намного больше адапти­ровано к рыночным условиям. Об этом свидетельствуют либеральные методы работы украинской пробирной палаты (срок клеймения — 1 день), темпы роста ювелирного производства на Украине (в 10 раз за последние 10 лет), в 2 раза превышающие темпы роста ювелирного производства в России. Сегодня на Укра­ине практически нет пошлины на ввоз ювелирных вставок, и это делает их из­делия более конкурентоспособными как на внутреннем рынке Украины, так и в России и странах СНГ. Примеча­тельно, что доля импорта на Украине не более 3%.

Переходим к России. Мы имеем не­сколько конкурентных преимуществ, ко­торые при правильном подходе можно и нужно использовать для развития отрас­ли: богатейшая сырьевая база по золоту, серебру и алмазам; значительный науч­но-технологический задел; культурно-историческое наследие, имеющее много­вековые корни; растущая экономика как следствие увеличения потребитель­ского спроса и объемов розничной тор­говли, в том числе — ювелирной; политическая стабильность. Куратором ювелирной отрасли является самый ли­беральный министр и вице-премьер Правительства — Алексей Кудрин.

Вместе с этим есть несколько отри­цательных факторов, тормозящих разви­тие ювелирной отрасли.

1. Первое и главное — отсутствие равных возможностей ведения бизнеса внутри страны и со своими коллегами за рубежом. Как говорил Дмитрий Мед­ведев, “какие уж тут равные возможно­сти, если все знают, что прав всегда ока­жется тот, у кого зубы острее, а не тот, кто соблюдает закон".

2. Наличие так называемой давальческой схемы, суть которой заключается в том, что денежная оплата импортной продукции заменяется оплатой золотом, и ввезенные таким образом ювелирные изделия (с том числе камни, лига-тура) не облагаются 20%-ной ввозной пошлиной.

3. Отсутствие пошлины на экспорт золота и серебра, хотя бы при росте цен более $1000—1500 за унцию.

4. Серьезная административная на­грузка на бизнес. Не зря Д. Медведев го­ворил, что “значительная часть функ­ций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реа­лизацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников и муниципаль­ных служащих. Мы должны поверить в человека, дать ему возможность само­стоятельно принимать решения". От се­бя добавлю: ведь доверяет же государ­ство частным нотариусам, имеющим только печать, заверять государственные договора на миллиарды рублей!

Серьезная административная на­грузка в ювелирной отрасли исходит и от Пробирной палаты. Я очень ценю тот конструктивный диалог, который идет в последние годы между бизнесом, ру­ководством пробирной палаты и Мин­фина, но тем не менее должен сказать, что реформирование пробирной палаты непозволительно затянулось. О его не­обходимости говорилось неоднократно, в том числе на парламентских слушани­ях, где от имени министра выступил Александр Алиханович.

Сегодня добавлю только о практике открытия дополнительных пунктов про­бирного надзора на отдельных предпри­ятиях, которая создает напряжение в ювелирном сообществе. Вспомните слова В. Путина о таможне, которая “слилась в экстазе с бизнесом". А с не­которых пор пробирная инспекция жи­вет в гражданском браке с ювелирами, но “обслуживает только своего мужа". За счет государственных средств.

Если эта практика будет продолжена, то пункты пробирного надзора должны открываться на всех крупных предпри­ятиях, а если нет, то там, где они уже от­крыты, надо их закрыть, чтобы ни у кого не было конкурентного преимущества. О монополии Пробирной палаты в России говорится уже много лет, а монополия (как известно, злейший враг любой экономики) продолжает успешно существовать. Россия — единственная страна мира, где услугу по клеймению предоставляет всего один институт: даже в консервативной Англии их два. Мы не говорим об отмене клейма или контроля со стороны государства, мы го­ворим о недопустимости монополизации клеймения как услуги.

5. Серьезная фискальная нагрузка: наличие 20%-ной пошлины и 18%-ного НДС на ввоз ювелирных вставок и юве­лирного оборудования при отсутствии отечественных месторождений многих драгоценных (рубин, сапфир, александ­рит и др.) и недрагоценных камней. Ра­дует суждение Президента о том, что на­логов должно быть столько, сколько нужно для функционирования государ­ства. Мы ожидаем снижения налогов в целом по экономике и в том числе, ко­нечно, в нашей отрасли.

6. Пренебрежение к защите интел­лектуальной собственности, и, как следствие, слабое законодательство. Многие наши изделия копируются внут­ри страны и за рубежом.

7. Значительный теневой оборот и “серая" схема зарплаты. В том же Крас-ном-на-Волге зарегистрировано более 700 ювелирных предприятий, а “Красно­сельский Ювелирпром" оплачивает более 50% налогов. При этом люди, получающие на заводе легальную зарплату в 25 тыс. рублей, уходят на предприятия, где “бе­лая" зарплата составляет 3 тыс. рублей. Это говорит о том, что многие бизнесмены ведут двойную жизнь: наверное, чтобы хотя бы одна удалась. И бороться с этим явлением без помощи честных пред­принимателей Пробирной палате нере­ально. Пробирная палата имеет договор о сотрудничестве с налоговыми органами, они подчиняются одному министру, а биз­несмены лучше знают, кто как ведет свой бизнес.

8. Значительная доля только официального импорта (25% изделий из
серебра и 10% из золота) — импорт­ные). Надо помнить, что в США в 1997 году доля импортных украшений соста­вляла 6—10%, а уже через 7 лет превы­сила 50%.

9.Практически полное отсутствие экспорта, даже в страны СНГ. Единицы
поставщиков в тот же Казахстан. Радует, что Президент поставил задачу расширить меры поддержки экспорта и инве­стиций российских компаний за рубежом. Тут могло бы помочь проведение ювелирных выставок при поддержке го­сударства в странах СНГ.

10.Отсутствие в России федераль­ной отраслевой общественной организа­ции с четкой идеей содействия россий­скому производителю и защиты покупателя ювелирных изделий. Есть по­пытки приватизации общественной жиз­ни недобросовестными бизнесменами.

11.Отрицательный фактор, который при определенных усилиях может стать положительным, это — открытость гра­ниц между странами СНГ. Разные тамо­женные и налоговые тарифы, позволяют использовать эту ситуацию для завоза комплектующих через эти страны без уплаты таможенных пошлин. Если нало­говые и таможенные тарифы не будут урегулированы, тогда удары судьбы не только откроют нам глаза, но и от­правят отрасль в нокаут.

12.Отсутствие постоянной пло­щадки для диалога с федеральными и
региональными властями. Мы одно­значно поддерживаем организацию Общественного совета при Минфине и ду­маем, что этот Совет в первую очередь должен принять программу поддержки отечественного бизнеса, аналогичную той, что была принята в свое время в Италии, Англии, Индии, Турции и т. д. На этой площадке, на мой взгляд, можно было бы продолжить конструктивный диалог, который начат между бизнесом и властью. Диалог должен быть постоянным, с участием представителей го­сударства, иначе мечта о частно-государственном партнерстве так и останется только мечтой. Ювелирная отрасль не должна уподобиться беремен­ной блондинке и надеяться, что наши проблемы рассосутся сами собой.
Мы должны работать вместе, делать об­щее дело и помнить: ювелиры украша­ют людей и поднимают имидж России.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->