ВР-08/13 от 26.02.08
Руководителю Российской Государственной Пробирной Палаты
МОСПАНУ В.И.
Уважаемый Владимир Ильич!
В связи с претензиями правоохранительных органов по факту переработки и дальнейшего использования предприятиями отходов драгоценных металлов, образовавшихся при изготовлении ювелирных и других бытовых изделий и определения их обоснованности, Ассоциация «Гильдия ювелиров России»:
- обратилась к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Министру Финансов РФ Кудрину А.Л. и получала ответ, что формулировки статей 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» дают возможность их неоднозначного толкования. В связи, с чем Минфин России подготовил проект Федерального Закона «О внесении изменений в упомянутые статьи Федерального Закона»;
- обратилась к генеральному директору «Института Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» - Хабриевой Т.Я. с просьбой дать заключение:
- имели ли право предприятия при использовании технологических отходов драгоценных металлов руководствоваться пунктом 4 статьи 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Инструкцией Минфина России № 68н;
- правомерно ли в случае неоднозначного толкования статей 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предъявлять претензии ювелирным предприятиям в уклонении от обязательной сдачи собственных технологических отходов на аффинаж.
В соответствии с Уставом, утвержденным Правительством Российской Федерации (Постановление от 29 декабря 2006 года № 836 ) Институт имеет право делать анализ действующих законодательных и нормативных актов.
Институт дал заключение:
1. Статья 20 Закона № 41ФЗ регламентирует порядок распоряжения
исключительно драгоценными металлами, произведенными из минерального сырья, т.е. которые получены в процессе переработки добытых из недр руд на обогатительных и золотоизвлекательных фабриках и в металлургическом производстве, при промывке песков на промывочных установках и приборах, доводке концентратов на шлихообогатительных фабриках и установках, на установках кучного и подземного выщелачивания, на других объектах по переработке минерального сырья. После необходимого производства они поступают на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации
2. Лом и отходы драгоценных металлов являются отходами
производства и потребления. Порядок использования и обращения лома и отходов драгоценных металлов регламентирует статья 22 Закона № 41-ФЗ. Согласно п.3.3 Инструкции, принятой во исполнение п.4 ст.22 Закона № 41-ФЗ, ювелирные предприятия имеют право перерабатывать обратимые отходы как самостоятельно, так и с помощью предприятий-переработчиков на давальческой основе ( т.е. по договору подряда), при условии, что продукты переработки будут использованы в собственном производстве и их использование не повлияет на качество и свойства выпускаемой продукции.
3. Инструкция «О порядке учета и хранения драгоценных металлов,
драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» разработана и утверждена в соответствии с положениями Закона № 41-ФЗ, зарегистрирована в Минюсте РФ от 22.10.2001 № 2986, что подтверждает ее нормативность и обязательность распространения на все юридические лица, независимо от форм собственности ( постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», приказ Минюста России от04.05.2007 № 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась к заместителю директора Государственного научно-исследовательского и проектного Института «Гиредмет», члену-корреспонденту Российской Академии Наук -Карпову Ю.А. с вопросом: «являются ли технологические отходы ювелирного производства, используемые в собственном ювелирном производстве, вторичным сырьем для обязательной сдачи на аффинаж» и получила ответ, что «отходы ювелирного производства являются неотъемлемой составной материальной частью технологического процесса и не могут быть от него искусственно отчуждены, если это не предусмотрено регламентом самого процесса».
Полученные «Гильдией ювелиров России» заключения, дают основания обосновано и однозначно сделать вывод, что ювелирные предприятия имеют право осуществлять переработку собственных обратимых отходов драгоценных металлов без обязательной сдачи на аффинаж..
Следует отметить, что в настоящее время аффинажные заводы приватизированы. Отправляя технологические отходы на аффинаж, ювелирное предприятие должно оплатить стоимость транспортировки отходов туда и обратно, стоимость их аффинажа, значительно увеличить длительность технологического цикла, оборот драгоценных металлов и, в конечном счете, себестоимость своей продукции. Обременение одного хозяйствующего субъекта, (ювелирного предприятия) в пользу другого хозяйствующего субъекта (аффинажного предприятия) незаконно и противоречит принципам рыночной экономики.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» просит Вас, уважаемый Владимир Ильич, учесть сделанные компетентными организациями заключения о правомерности действий ювелирных предприятий в части использования обратимых отходов драгоценных металлов в собственном производстве ювелирных изделий и оказать содействие в прекращении возбужденных уголовных дел к ювелирным предприятиям из-за отсутствия состава преступления.
Приложение:
-копия письма Минфина России
№ 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах;
- копия заключения Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ на 7 листах.
-копия письма Зам. Директора Института, члена- корреспондента
Российской Академии Наук Карпова Ю.А. на 2 листах;
С уважением,
Генеральный директор
Ассоциации В.Б. РАДАШЕВИЧ
[ jewellerynews.ru ]