Директору института Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ХАБРИЕВОЙ Т.Я.

Раздел: Гильдия Ювелиров России
31 января 2008 г.

ВР-08/3 от 31.01.08

Директору института Законодательства и сравнительного  правоведения при Правительстве Российской Федерации
ХАБРИЕВОЙ Т.Я.

 «О проблемах переработки отходов  ювелирного производства»

УВАЖАЕМАЯ ТАЛИЯ ЯРУЛЛОВНА!

Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

При использовании драгоценных металлов в производстве ювелирных и других бытовых изделий могут образовываться технологические отходы.

Статья 22 «Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов» вышеназванного Федерального Закона  разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.

Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками          для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3., утвержденной Минфином России и зарегистрированной Минюстом  «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н,  предусматривающей возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство  («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»). Минфин России в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 года № 185 имеет право разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов.

Пробирная палата России, осуществляя в соответствии с п.10 ст.13 Федерального Закона  «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» периодический государственный контроль за производством, переработкой, использованием, хранением и учетом в организациях, производящих ювелирные изделия и специализированных фирмах, перерабатывающих отходы ювелирного производства, не указывала на какие-либо нарушения действующего законодательства по данному вопросу.

В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм  и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж.  Предприятия обвиняются в нарушении требования статьи 20 «Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами» вышеупомянутого Федерального Закона («Добытые и произведенные драгоценные металлы….. после необходимой переработки должны поступать на аффинаж в организации, утвержденные Правительством Российской Федерации»).

 Ювелирные предприятия не занимаются добычей и производством драгоценных металлов, а используют их для изготовления ювелирных изделий. Отходы ювелирного производства являются неотъемлемой составной материальной частью технологического процесса и не могут быть от него искусственно отчуждены, если это не предусмотрено регламентом самого процесса. Практически все современные металлургические процессы ориентированы на безотходное производство, в котором образовавшиеся отходы снова вовлекаются в переработку (Экспертное заключение члена-корреспондента Российской Академии Наук Карпова Ю.А.).

Руководствуясь тем, что  Минфин России, в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 7 апреля 2004 г. № 185, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут  ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства, в дальнейшем производстве ювелирных изделий,  без обязательного аффинажа.

Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.

Следует отметить, что Федеральный Закон вступил в силу десять лет назад. В настоящее время аффинажные заводы приватизированы. Отправляя технологические отходы на аффинаж, ювелирное предприятие должно оплатить стоимость транспортировки отходов туда и обратно, их аффинажа, значительно увеличить длительность технологического цикла и в конечном счете себестоимость своей продукции. Обременение одного хозяйствующего субъекта, (ювелирного предприятия) в пользу другого хозяйствующего субъекта ( аффинажного предприятия) противоречит принципам рыночной экономики.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России»  просит   Вас, уважаемая Талия Ярулловна, дать заключение:

- имели ли право предприятия при использовании технологических отходов драгоценных металлов руководствоваться пунктом 4 статьи 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Инструкцией Минфина России № 68н;

- правомерно ли в случае неоднозначного толкования статей 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предъявлять претензии ювелирным предприятиям в уклонении от обязательной сдачи собственных технологических отходов на аффинаж.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России» гарантирует оплату услуг, связанных с подготовкой заключения.

Приложение:

-копия письма Минфина России

 № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.

 -копия письма Зам.директора института, члена-                

 корреспондента Российской академии наук Карпова Ю.А. на 2 листах

Уважаемая Талия Ярулловна!

Вопрос чрезвычайно важен для успешной работы ювелирных предприятий России, так как затрагивает интересы большинства производителей ювелирных изделий. Ювелирная отрасль в последние годы интенсивно развивается, при этом доля импортной продукции на российском рынке, к сожалению, значительно увеличивается. Обязательная сдача технологических отходов на аффинаж нанесет ущерб ювелирным предприятиям и снизит их конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией.

                    

С уважением,

Генеральный директор
Ассоциации                                                               В.Б. РАДАШЕВИЧ

[ jewellerynews.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->