Русское золото: семь веков на государевой службе

Раздел: Выставки
21 декабря 2007 г.

С середины декабря в самом камерном и престижном зале художественного музея (где старинный деревянный крест 16-го века из Раздерихинской часовни) работает очередная знаково-раритетная выставка из фондов Государственного исторического музея под названием: "Сокровища Российского государства. Семь столетий ювелирного искусства".

Если кто не знает, в нашем музее с некоторых пор находится почти постоянно действующий филиал ГИМ. А это значит, что кировский зритель теперь имеет возможность периодически приобщаться к культурным ценностям общероссийского значения, не покидая пределов родного города. Как мне пояснили, пол-России хотели бы получить эти сокровища во временную экспозицию, однако удостоился лишь наш музей с его прекрасной репутацией в культурном сообществе. Которая нарабатывалась годами сотрудничества.

Коллекция драгоценностей светского и религиозного характера хоть и сравнительно небольшая, но, понятное дело, огромной ценности. В музее очень не любят обсуждать вопрос, сколько чего стоит (а именно этот низменный аспект всякого культурного явления почему-то больше всего волнует современного человека). И тем не менее главную ценность коллекции представляют не сами по себе золото-бриллианты, а то, что это "исторические драгоценности" и почти каждая вещица связана с деяниями монарших особ, аристократических фамилий, полководцев.

Одной иконой благословляли генерала Гурко (и он победил турка), другой – кутузовского генерала Барклая (и он победил француза). Своя история есть практически у каждого предмета – и оттого сияние позолоты и ювелирных камней усиливает свое магическое воздействие на человека.

Самая потрясающая легенда – у золотой броши в виде стрекозки в натуральную величину, усыпанной аламзами, бриллиантами, изумрудами и рубинами. Будто бы ее сдала в музей некая модистка из Екатеринбурга, которая уверяла, что это драгоценность из зловещего ипатьевского дома. Версия старой дамы получила подтверждение, так как ценность вещицы была такова, что ее могли себе позволить лишь царственные особы. Конечно, большая часть изъятого при убийстве императорской семьи официально попала в ГоХран, но поди знай, сколько всего осело в частных карманах расстрельщиков. В общем, предполагают, что это брошь одной из царевен.

Нескромное обаяние ювелирного искусства

Организаторы выставки, тонко соединив человеческую слабость к драгоценностям с познавательным аспектом, не ошиблись: с первых же дней работы стало понятно, что она будет иметь большой успех.

Первыми попали под власть желтого металла сами работники музея. "А вы знаете, сколько проволоки можно вытянуть из одного грамма золота? – спрашивает меня смотритель Зинаида Егоровна. – 180 метров!"

Кстати, здесь можно купить роскошные каталоги с изображанием всех экспонатов коллекции – данной и аналогичной, только значительно более шикарной и представительной, которая проходит в самом Историческом музее. Там, ясное дело, в основном золото, у нас – серебро с позолотой, но именно из Главного каталога можно узнать о подлинных масштабах роскоши, что позволяла себе русская знать. Личные состояния достигали таких колоссальных размеров, что золото уже становилось чем-то утилитарным – с него в буквальном смысле ели и пили.

По этой части из монархов, видимо, лидировала государыня Екатерина 2, щедро одаривая своих фаворитов – литым, цельного металла, столовым прибором (Потемкину-Таврическому) или немыслимой роскоши парадным сервизом на 1500 персон (внебрачному своему сыну графу Бобринскому). Трудно судить, как все это служило государственным интересам, но что было – то было. Национальная традиция.

Подвиг музейщиков Чтобы порадовать кировчан предновогодним подарком, работникам художественного музея пришлось много и самоотверженно работать. В том числе руками. Для размещения драгоценностей надо было переоборудовать стеклянные витрины изнутри, и это делали своими силами – все, начиная от руководства и кончая простыми сотрудниками. Плоские постаменты оклеивали белой ворсистой материей, и по ходу дела выяснилось, что клей здесь не очень годится. Куратор выставки Надежда Коровина (чьей заслугой, по большому счету, и является установление нынешних контактов с Москвой) специально ездила в столицу для приобретения особого спрея. Зато все получилось качественно и в срок. Московские гости, прибывшие делать приемку, остались зело довольны.

Что до расходов на транспортировку, размещение, охрану и страховку, то они, понятное дело, немалые. Однако ГИМу, как нас заверили, Кировский художественный музей ничего не платит – для него подобные проекты являются некоммерческими.

Мэри ЛАЗАРЕВА

[ nabludatel.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->