Председателю комиссии Общественной Палаты Российской Федерации Кучерене А. Г.

Раздел: Гильдия Ювелиров России
13 декабря 2007 г.

 ВР-01/185 от 13.12.07 

Председателю комиссии Общественной Палаты Российской Федерации
КУЧЕРЕНЕ А.Г.

«О проблемах обращения драгоценных  металлов, находящихся в собственности физических и юридических лиц»

УВАЖАЕМЫЙ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ!

Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статья 22 вышеназванного Федерального Закона  разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.

Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3. утвержденной Минфином

России «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н, зарегистрированной Минюстом России, предусматривающей именно на основании статьи 22 принятого ранее Федерального Закона « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»).

 В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет  перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм  и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж. Предприятия-изготовители руководствовались при этом статьей 22 Федерального Закона и действующей Инструкцией Минфина России № 68н, правильность соблюдения требований которой подтверждалась Пробирной Палатой России.

Руководствуясь тем, что  Министерство Финансов Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства России  от 23 августа 2000 г. № 624, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут  ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства в  дальнейшем производстве ювелирных изделий без обязательного аффинажа.

Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.

Законопроект предусматривает внесение редакционных изменений в статьи 20 и 22 Закона, что исключает разночтения норм федерального законодательства и определяет:

- сохранение нормы обязательного аффинажа только для драгоценных металлов, полученных из минерального сырья – руд и концентратов драгоценных металлов, руд и концентратов цветных и редких металлов, а также из полупродуктов и отходов металлургического производства,

- норму Закона, регламентирующую процедуру аффинажа лома и отходов драгоценных металлов, а именно, собранные лом и отходы драгоценных металлов могут:

  • использоваться в собственном производстве;
  • передаваться для переработки и аффинажа на договорной основе сторонним организациям и затем использоваться в собственном производстве;
  • реализовываться сторонним организациям для дальнейшего аффинажа.

Таким образом, выявленные  Следственным комитетом МВД России противоречия статей 20 и 22 Закона будут устранены после внесения соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации.

При этом считаем необходимым отметить, что драгоценные металлы Федеральным Законом № 173 от 10.12.2003г. исключены из сферы действия Федерального Закона « О валютном регулировании и валютном контроле» и потому их обращение не может быть регламентировано. Более того, драгоценные металлы, законно приобретенные ювелирными предприятиями, в соответствии с действующим законодательством РФ являются собственностью этих предприятий и единственным условием их обращения как и любых ценностей может быть их учет на всех стадиях переработки с целью хозяйственного, бухгалтерского и налогового контроля. Поэтому в самой ближайшей перспективе следовало бы поправить действующее законодательство РФ в отношении обращения драгоценных металлов, исходя из положений Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ.

Учитывая изложенное, Ассоциация «Гильдия ювелиров России», просит Вас:

           а) оказать юридическое содействие в прекращении производства по возбужденным уголовным делам   в отношении ювелирных предприятий по факту переработки собственных отходов драгоценных металлов;

          б) оказать юридическую помощь и содействие в продвижении кардинальных изменений действующего законодательства РФ в отношении обращения драгоценных металлов, находящихся в собственности физических и юридических лиц при отсутствии доли государства в уставном капитале юридических лиц.

Приложение: копия письма Минфина России

                          № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.

                          копия письма Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

                          ВР-01/180 от 10.12.07 на 4 листах

С уважением,

Генеральный директор

Ассоциации                                                               В.Б. РАДАШЕВИЧ

        

[ jewellerynews.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->