«О проблемах переработки отходов ювелирного производства»

Раздел: Гильдия Ювелиров России
10 декабря 2007 г.

ВР-01/180 от 10.12.07

Генеральному прокурору  Генеральной Прокуратуры Российской Федерации
ЧАЙКЕ Ю.Я.

Копия: Следственный комитет при МВД России
112009, Москва, Газетный   пер. дом 6

 «О проблемах переработки отходов ювелирного производства»

                                      УВАЖАЕМЫЙ ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ!

Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статья 22 вышеназванного Федерального Закона  разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.

Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3. утвержденной Минфином России «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н, предусматривающей возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»).

Пробирная палата России, осуществляя в соответствии с п.10 ст.13 Федерального Закона  «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» периодический государственный контроль за производством, переработкой, использованием, хранением и учетом в организациях, производящих ювелирные изделия и специализированных фирмах, перерабатывающих отходы ювелирного производства, не указывала на какие-либо нарушения действующего законодательства по данному вопросу.

В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет  перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм  и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж. Предприятия-изготовители руководствовались при этом статьей 22 Федерального Закона и действующей Инструкцией Минфина России № 68н, правильность соблюдения требований которой подтверждалась Пробирной Палатой России.

Руководствуясь тем, что  Министерство Финансов Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства России  от 23 августа 2000 г. № 624, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут  ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства в  дальнейшем производстве ювелирных изделий без обязательного аффинажа.

Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.

Законопроект предусматривает внесение редакционных изменений в статьи 20 и 22 Закона, что исключает разночтения норм федерального законодательства и определит:

- сохранение нормы обязательного аффинажа только для драгоценных металлов, полученных из минерального сырья – руд и концентратов драгоценных металлов, руд и концентратов цветных и редких металлов, а также из полупродуктов и отходов металлургического производства,

- норму Закона, регламентирующую процедуру аффинажа лома и отходов драгоценных металлов, а именно, собранные лом и отходы драгоценных металлов могут:

использоваться в собственном производстве;

передаваться для переработки и аффинажа на договорной основе сторонним организациям и затем использоваться в собственном производстве;

реализовываться сторонним организациям для дальнейшего аффинажа.

Таким образом, выявленные  Следственным комитетом МВД России противоречия статей 20 и 22 Закона будут устранены после внесения соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации.

Учитывая, что ювелирные предприятия, руководствуясь упомянутой статьей 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и действующей инструкцией № 68н Минфина России, зарегистрированной в Министерстве юстиции России,  перерабатывали собственные  отходы драгоценных металлов  в целях наиболее рационального их дальнейшего использования и снижения себестоимости ювелирной продукции в условиях жесткой конкуренции с импортным товаром и считали, что требования статьи 20 Федерального Закона относятся только к драгоценным металлам, извлекаемым из недр, при этом ювелирные предприятия не имели замечаний о нарушениях действующего законодательства при неоднократных проверках и не наносили какого-либо ущерба государству, Ассоциация «Гильдия ювелиров России»  просит   Вас   приостановить производство по возбужденным уголовным делам в отношении ювелирных предприятий по факту переработки собственных отходов драгоценных металлов до внесения необходимых изменений в Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Приложение: копия письма Минфина России № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.

С уважением,
Генеральный директор
Ассоциации                                                               В.Б. РАДАШЕВИЧ

[ jewellerynews.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->