ВР-01/180 от 10.12.07
Генеральному прокурору Генеральной Прокуратуры Российской Федерации
ЧАЙКЕ Ю.Я.
Копия: Следственный комитет при МВД России
112009, Москва, Газетный пер. дом 6
«О проблемах переработки отходов ювелирного производства»
УВАЖАЕМЫЙ ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ!
Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Статья 22 вышеназванного Федерального Закона разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.
Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3. утвержденной Минфином России «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н, предусматривающей возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»).
Пробирная палата России, осуществляя в соответствии с п.10 ст.13 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» периодический государственный контроль за производством, переработкой, использованием, хранением и учетом в организациях, производящих ювелирные изделия и специализированных фирмах, перерабатывающих отходы ювелирного производства, не указывала на какие-либо нарушения действующего законодательства по данному вопросу.
В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж. Предприятия-изготовители руководствовались при этом статьей 22 Федерального Закона и действующей Инструкцией Минфина России № 68н, правильность соблюдения требований которой подтверждалась Пробирной Палатой России.
Руководствуясь тем, что Министерство Финансов Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства России от 23 августа 2000 г. № 624, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства в дальнейшем производстве ювелирных изделий без обязательного аффинажа.
Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.
Законопроект предусматривает внесение редакционных изменений в статьи 20 и 22 Закона, что исключает разночтения норм федерального законодательства и определит:
- сохранение нормы обязательного аффинажа только для драгоценных металлов, полученных из минерального сырья – руд и концентратов драгоценных металлов, руд и концентратов цветных и редких металлов, а также из полупродуктов и отходов металлургического производства,
- норму Закона, регламентирующую процедуру аффинажа лома и отходов драгоценных металлов, а именно, собранные лом и отходы драгоценных металлов могут:
использоваться в собственном производстве;
передаваться для переработки и аффинажа на договорной основе сторонним организациям и затем использоваться в собственном производстве;
реализовываться сторонним организациям для дальнейшего аффинажа.
Таким образом, выявленные Следственным комитетом МВД России противоречия статей 20 и 22 Закона будут устранены после внесения соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации.
Учитывая, что ювелирные предприятия, руководствуясь упомянутой статьей 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и действующей инструкцией № 68н Минфина России, зарегистрированной в Министерстве юстиции России, перерабатывали собственные отходы драгоценных металлов в целях наиболее рационального их дальнейшего использования и снижения себестоимости ювелирной продукции в условиях жесткой конкуренции с импортным товаром и считали, что требования статьи 20 Федерального Закона относятся только к драгоценным металлам, извлекаемым из недр, при этом ювелирные предприятия не имели замечаний о нарушениях действующего законодательства при неоднократных проверках и не наносили какого-либо ущерба государству, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» просит Вас приостановить производство по возбужденным уголовным делам в отношении ювелирных предприятий по факту переработки собственных отходов драгоценных металлов до внесения необходимых изменений в Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Приложение: копия письма Минфина России № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.
С уважением,
Генеральный директор
Ассоциации В.Б. РАДАШЕВИЧ
[ jewellerynews.ru ]