За последний год импорт ювелирных украшений вырос на 90%, отмечают аналитики. Если раньше иностранные производители занимали высокоценовой сегмент, то теперь ювелиры из Турции, Индии, Китая претендуют на среднеценовой сегмент.
По оценкам различных аналитиков, российский ювелирный бизнес в розничных ценах составляет примерно 3,5 млрд. долл. из них порядка 600 млн. долл приходится на отечественные ювелирные изделия. Такие данные представила в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" управляющий директор компании "Космос золото" Юлия Косован.
Сегодня наши производители проигрывают в ценовой борьбе, поскольку из-за действующих налогов и таможенных пошлин себестоимость их продукции намного выше, чем у зарубежных коллег из Юго-Восточной Азии, которые к тому же имеют больше преимуществ с точки зрения сырья и производства.
"Для того, чтобы сделать качественное изделие с сапфиром или изумрудом нам необходимо привезти камни из-за границы, затем заплатить НДС, пошлину в размере 20%, плюс расходы на таможенное оформление и транспортировку. Соответственно в борьбе с ценой мы проигрываем". отмечает директор по сбыту компании "Смоленский бриллиант" Александр Градобоев.
Специалисты предлагают сделать отечественные ювелирные изделия в 1,5 раза дешевле за счет отмены НДС при покупке драгметаллов. Взамен они предлагают взимать налог только при продаже ювелирных изделий в рознице. "Если ювелирная фирма вывезла ювелирные изделия на экспорт, то она не может обратно получить НДС в течение 16-18 месяцев. Тогла как в Турции этот вопрос решается в течение одного месяца. У нас НДС в 90% случаях возвращается через суды", рассказывает генеральный директор "Гильдии ювелиров России" Валерий Радашевич.
По словам эксперта, "государство стимулирует пошлинами коррупцию". По официальным оценкам МВД, теневой рынок ювелирной промышленности составляет порядка 40%, которая подрывает ювелирный рынок. Он считает, что гораздо эффективнее проверять предприятия на законность происхождения драгметаллов, чем контролировать их производство и реализацию (Минфин занимается осуществлением госполитики в области производства, реализации, ценных металлов и драгоценных камней).
Несмотря на существующие проблемы, эксперты признают, что российский ювелирный рынок будет расти вместе с ростом покупательской способности населения и видимо продаж ювелирных изделий из Турции, Индии, Таиланда.
В России традиционно сложилось мнение, что у российских ювелиров не хватает мастерства, выдумки, что их изделия по качеству и дизайну не дотягивают до иностранных. На этот счет специалисты говорят, что у российских производителей мастерства хватает, только вот их возможности ограничены. Еще с советских времен перед отраслью стояла задача делать украшения, которые соответствовали бы средней зарплате граждан. Но сейчас с ростом покупательской способности населения ювелирные мануфактуры готовы предложить потребителю изделия на любой вкус и кошелек от 3 тыс руб до 350 тыс долл.
По оценкам В. Радашевича, российские ювелиры могут увеличить поставки на экспорт в десять раз с 6 до 60 т изделий из золота. Ювелирная отрасль может получать до 2 млрд. долл ежегодно за счет продажи своей продукции. Но министров эти цифры не впечатлили, когда "нефтянка" и таможня приносят больше денег за неделю.