На Алмазной конференции 2007 г. в Антверпене: Африка должна работать вместе с признанными алмазными центрами

Раздел: Драгоценные камни
31 октября 2007 г.

На прошедшей в Антверпене ежегодной Алмазной конференции около 500 участников заслушали доклады лидеров алмазной индустрии, выразив поддержку “политике бенефикации" (beneficiation policies), проводимой алмазодобывающими странами. Докладчики призывали африканские правительства, намеревающиеся создавать в своих странах полировочные и гранильные производства для достижения более высокой добавленной стоимости товарных алмазов, использовать исторические традиции, мастерство и знания признанных алмазных центров, таких, как Антверпен.

Главная тема двухнедельной конференции, в которой приняли участие представители более 40 стран мира: “Производители в переходный период: динамика меняющейся индустрии" – связана с тем, что алмазопроизводящие страны стремятся изменить сложившийся в алмазном бизнесе в течение многих лет порядок.

Модератор конференции Хаим Эван-Зохар (Chaim Evan-Zohar) отметил, что все мы являемся свидетелями того, что 350-летний эксклюзивный контроль Лондона за распределением алмазов по всему миру закончился, и отчасти это связано со строительством крупного сортировочно-распределительного центра De Beers в Габороне (Ботсвана), на который после его открытия в 2008 г. будут возложены функции сортировки и распределения алмазов, добываемых на рудниках компании на юге Африки. “Это знаменует конец эры колониальной политики, которая рассматривает производящие страны только как экспортёров ценной продукции – отказывая им в праве на самостоятельное определение условий использования своего природного богатства. Главные производители, включая африканские страны и Россию, должны сделать выбор и определить свои собственные национальные, экономические и социальные интересы в отношении распоряжения своими минеральными ресурсами".

Но в развитии нового мирового порядка Х.Эван-Зохар видит и возросшую роль Антверпена. “Единственным крупным конкурентным преимуществом, которым пользовалась De Beers в Лондоне, была её способность создавать блестящие привлекательные ассортименты, поскольку она имела критическую массу сырья и могла формировать высоколиквидные партии алмазов. Никакая из стран-производителей в одиночку не будет обладать критической массой сырья, чтобы делать то же самое, и не сможет так хорошо ориентироваться в том, как формировать партии сырых алмазов, наилучшим образом отвечающие интересам переработчиков. Антверпен же будет по-прежнему обладать такой критической массой. Он будет функционировать как центральный клиринговый дом для сырых алмазов", – пояснил он.

Нобелевский лауреат 2001 года по экономике Джозеф Штиглиц (Joseph Stiglitz) подчеркнул, что перемены, происходящие в алмазном бизнесе и мировом “алмазопроводе", создают возможность улучшения жизни для миллионов африканцев, живущих в алмазодобывающих странах. “Говорят о том, что Африка не преуспела в своём развитии, поскольку не приняла участия в процессе глобализации, но это неверно, – сказал он. – Африка оказалась затронутой глобализацией, но посредством действий, несправедливых по отношению к ней. Включая нечестную торговую практику, которая поставила континент в бедственное положение". По словам Дж.Штиглица, африканские ресурсы извлекались таким образом, что страны континента не становились от этого богаче. “Это привело к парадоксу, когда страны, обладающие минеральными ресурсами, становятся беднее стран, не имеющих этих ресурсов".

Управляющий директор De Beers Гарет Пенни (Gareth Penny) отметил, что тренд “ресурсного национализма" рос по всему миру, но для африканских алмазодобывающих стран “бенефикация была не случайным капризом и не чем-то, обусловленным политкорректностью, но императивом, критическим требованием макроэкономической политики, необходимой для подъёма экономики с целью улучшения положения в сфере образования населения, увеличения занятости и улучшения здравоохранения, чтобы нищета стала историей". Г.Пенни добавил, что традиционным алмазным центрам, подобным Антверпену, не следует бояться этих перемен. “Я могу доказать, что без Антверпена эти новые гранильные центры не будут иметь успеха. Как производители алмазов, так и правительства этих стран должны осознавать жизненно важную роль, которую будет играть алмазная индустрия здесь, в Антверпене и во всём мире".

Каго Мошашане (Kago G. Moshashane), секретарь министерства горной промышленности, энергетики и водных ресурсов (Ministry of Minerals, Energy and Water Resources) Ботсваны, напомнил, что хотя его страна в настоящее время является крупнейшим в мире алмазопроизводителем и лидером по стоимости добываемых алмазов, её экономика целиком зависит от их добычи. “Для нас особое значение имеет диверсификация горного сектора, чтобы добавленная стоимость не уходила из страны". Он подчеркнул, что “бенефикацию" правительство не будет проводить безответственным образом. “Ботсвана стремится создать алмазный центр мирового уровня. Полностью осознавая природные вызовы, мы работаем над тем, чтобы оптимизировать доходность нашей экономики. Ботсвана не собирается опрометчиво конкурировать с другими странами в тех областях, где она не имеет природных преимуществ. Мы стремимся к успешной совместной деятельности с другими мировыми алмазными центрами и другими акционерами во всей отрасли – от рудника до рынка".

Глава министерства горного дела и энергетики (Minerals and Energy) ЮАР Буйэлва Сонджика (Buyelwa Sonjica) заявила в своей речи, что “бенефикация" – это разрыв с прошлым, когда ресурсы Африки продавались без получения добавленной стоимости странами-производителями. “Очень долго африканские страны не получали справедливой платы за свои ресурсы. Мы должны создать гранильные фабрики, и только так наше развитие будет устойчивым. Мы не желаем подачек, мы зовём инвесторов", – заявила она.

Выступление последнего докладчика, президента “АЛРОСА" С.Выборнова, в конце конференции прозвучало некоторым диссонансом. Сославшись на опыт гранильных и полировочных фабрик, принадлежащих “АЛРОСА", он сказал, что их работа оказалась нерентабельной, несмотря на преимущество в виде поставок сырья напрямую из родительской компании. “Мы в России прекратили всякие формы субсидирования. Решать может только рынок", – заявил он. С.Выборнов призвал африканские страны, которые создают алмазоперерабатывающие фабрики: “Не повторяйте наших ошибок. Правительства хотят создать рабочие места и увеличить прибыль, но этот расчёт неверен. Этим предприятиям нужны инвестиции в сотни миллионов долларов, но в Африке нет крупных финансовых банков. Если фабрики будут открыты, главным должна стать их экономическая жизнеспособность, а популистские лозунги должны быть отвергнуты".

Выступление С.Выборнова вызвало оживлённую дискуссию, в которой приняла участие министр горного дела и энергетики ЮАР. “Готова ли Россия поставлять сырые алмазы на “бенефикационные" фабрики ЮАР? – спросила г-жа Сонджика. – Мы планируем “бенефицировать" все полезные ископаемые нашей страны". Г-н Выборнов ответил, что Россия готова к поставкам сырья на фабрики ЮАР, но “все решения будут рыночными".

[ ИАЦ «Минерал» ]

Полезное

Полезное

 
-->