Бриллианты в деревянной оправе

Раздел: Мода
16 августа 2007 г.

Какова основная тенденция в современном ювелирном дизайне?
С этим вопросом постоянная ведущая рубрики Александра АНДРЕЕВА
обратилась к известному специалисту по истории ювелирного искусства
кандидату искусствоведения Галине ГАБРИЭЛЬ.

В украшениях сегодня модна индивидуальность. Украшение стремится стать не просто вложением денег, а посланием от человека к человеку. В нем чрезвычайно важны знаковость, символика. Вы покупаете то, что выражает ваше отношение к миру. Это индивидуальное начало выражается и в форме, и в материале, и в декоре.

— И какой материал самый распространенный?

— Лидирует золото всех оттенков. Не только желтое и белое, которое распространено у нас. Вернулось в моду красное золото. Но его красноватый оттенок получается не за счет добавления меди, как у нас. Это золото очень высокой пробы. Модно зеленое золото, черное. Разнообразие достигается за счет добавления окислов металлов, термической и химической обработки. Часто золото разных оттенков соединяется в одном изделии.

По-прежнему актуальны и белые металлы. Платина, которая в Японии и Китае очень популярна, у нас пока не пользуется большим спросом. В России более привычно белое золото. В мире очень высок спрос на палладий — металл группы платины, к тому же антиаллергенный. Актуально и серебро, чаще всего в сочетании с цветными камнями. И растет популярность стальных украшений, особенно мужских. Все больше фирм обращается к теме мужских статусных аксессуаров. Речь идет не только о часах, но и о мобильных телефонах, ручках, навигационных приборах для яхт…

— В современной моде на одежду теперь совмещают то, что раньше казалось несовместимым. Этот принцип действует и для украшений?

— Да, смелые сочетания украшений приветствуются. Рядом с драгоценными металлами используются каучук, дерево, бумага… Например, бриллианты могут вставлять в дерево, резину…

— Среди металлов лидирует золото, а среди камней, наверное, бриллианты?

— Да. Во всем мире их продолжают дарить на важные события: помолвки, свадьбы, рождения детей, юбилеи. Но за последние годы бриллианты сильно возросли в цене. Поэтому одна из тенденций — использование очень мелких камней, которые собирают вместе, создавая впечатление крупного бриллианта. Также появилась тенденция вместо центрального большого бриллианта использовать крупные цветные камни. В связи с этим возросла роль такого поставщика, как Бразилия, где добывают более ста видов цветных камней.

— И какие оттенки ценятся больше всего?

— Пожалуй, в этом сезоне сине-зеленые: аквамарины, жадеиты, топазы. Возвращаются красные камни, которые одно время использовались мало, — рубины, гранаты. Актуальны камни с “туманным" эффектом: опалы, лунный камень. Очень много крашеных камней, обработанных химическим, термическим способом, меняющим их цвет до неузнаваемости. Камней натурального цвета в продаже мало. Сейчас принято улучшать их параметры — чистоту, яркость.

— Совсем как в моде на меха несколько лет назад. Потом, правда, вернулись к их естественным оттенкам. Вы сказали, что форм украшений в моде великое множество. Но какие-то, наверное, все же можно выделить?

— Прежде всего растительные мотивы, причем трактованные как натуралистические, так и более архитектонично. Это значит, что художник показывает нам внутреннее строение растения, его “скелетик".

Популярны также изображения животных, причем больше экзотических — крокодильчиков, хамелеончиков… В этом есть своя символика: крошечные крокодилы охраняют владельца, их изображения воспроизводили в украшениях еще мастера древнего Египта.

И, наконец, новый виток обращения ювелиров в прошлое. Очередная эпоха историзма будет развиваться и дальше. Активно используется тема античности, тема ампира — эпоха Наполеона и Жозефины. Вновь, например, в моде камеи. Немало поклонников у Средневековья, многим нравятся геральдические знаки, кресты, короны. Не забыта и русская тема в ее излюбленном западном варианте — купола, кокошники… И тема Востока. Часто встречаются индийские мотивы, там сейчас бум в ювелирном искусстве. В моде Япония, много изображается иероглифов. А в перспективе — актуальна китайская тема, особенно в связи с предстоящими Олимпийскими играми.

Украшения в этническом, фольклорном стиле всегда несли в себе функции оберегов. Это никогда не переставало быть актуальным, а сейчас особенно — в связи с тем стремлением к индивидуализации, о котором мы говорили вначале. Это, возможно, реакция на агрессию массового рынка, на глобализацию. Людям с развитым вкусом хочется найти свое неповторимое и так выразить себя.

— Кстати, о вкусе. Несмотря на то что публика страшно интересуется украшениями, штурмует все ювелирные выставки, нельзя сказать, что массовый вкус заметно изменился. Люди, особенно молодые, одеваются уже не так, как 15 лет назад, — ярче, смелее, интереснее. А вот украшения выбирают невыразительные, в основном сомнительный ширпотреб.

— Это неудивительно. Традиции ювелирного дела в России были прерваны в 1920-е годы. В моде на одежду и в текстиле поиски продолжались — искали новые формы, потому что всех интересовал образ “нового человека". Но в этом образе места для украшений не было. Ювелирное искусство было признано буржуазным пережитком, было ограничено многими запретами. Посмотрите в Русском музее портреты того времени. Вы не увидите на женщинах украшений. Была война, потом разруха, потом у людей не хватало денег, следом наступила эпоха дефицита. Вы же помните, какие очереди стояли у ювелирных магазинов, как хватали все подряд…

Недавно издательство “Новое литературное обозрение" выпустило третий номер журнала “Теория моды", полностью посвященный советскому времени. Там о многом идет речь — об одежде, белье, обуви, аксессуарах, ароматах… И только о ювелирных украшениях нет ни слова. Их как будто не существовало.

— Разрыв получился огромный. Но сейчас в этой отрасли наблюдается бум. И выбор появился, и магазинов много. Но интересных украшений на людях мало. И если отечественные дизайнеры одежды активно продвигают свои коллекции на рынке, есть свои показы, “Дефиле на Неве", то дизайнеры-ювелиры на их фоне выглядят отшельниками.

— Это правда. В Петербурге только одна галерея, которая специализируется на ювелирных изделиях. Спрос на оригинальные украшения не успел сформироваться, культуры ношения и понимания ювелирного искусства у нас пока нет. Вкус за эти 15 лет не успел развиться. И мало кто занимается его развитием. Модные журналы не учат, как носить украшения, не рассказывают о тенденциях моды на них, о самом интересном, что происходит в этой сфере. Глянцевые издания, как правило, лишь рекламируют западные ювелирные марки, вещи которых мало кто может себе позволить. Вот публика и покупает в сетевых магазинах этот якобы золотой турецкий ужас. Со скидкой 75%…

[ spbvedomosti.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->