25 августа вступает в силу приказ №489 Федеральной таможенной службы (ФТС) от 19 апреля 2007 года О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней". Документ касается деятельности четырех российских таможенных постов: поста Центральной акцизной таможни, Малахита" Екатеринбургской таможни, Северо-Западного" Центральной акцизной таможни и Заднепровского" Смоленской таможни.
Как рассказал „Ъ“ начальник специализированного таможенного поста Малахит" Сергей Пасынков, значительная часть функций екатеринбургского ведомства (через него проходили растаможку" предприятия Уральского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов), переносится в Москву, а именно в ведение Центральной акцизной таможни. Мы прекратим оформление разрешений на ввоз драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, столового серебра, часов с корпусами из драгметаллов, а также ввоз и вывоз необработанных драгметаллов, лома и отходов с их содержанием. В итоге из 65 участников внешнеэкономической деятельности, которые сегодня работают с “Малахитом", 33 будут вынуждены обслуживаться в Москве", – пояснил господин Пасынков. В ведении Екатеринбургской таможни останется лишь совершение операций по вывозу драгметаллов и камней, ювелирных изделий и т. д.
Это нововведение вызвало недовольство среди уральских ювелиров. Представитель ИП Цивилев М. Б." (специализируется на вывозе за рубеж драгметаллов и ввозе в Россию ювелирных изделий, контролирует уральскую розничную сеть ювелирных изделий Русское золото") Анатолий Костарев рассказал „Ъ“: Наш бизнес становится настолько экономически невыгодным, что теряется смысл им в дальнейшем заниматься. С одной стороны, перенос таможенных операций в Москву приведет к дополнительным финансовым издержкам – на транспортные расходы, проживание сотрудников или открытие представительства в столице. С другой стороны, время “растаможки" значительно увеличится: если в Екатеринбурге сроки занимают 1-2 дня, то в Москве из-за больших очередей – не менее двух недель".
Таких же последствий от изменений в таможенных органах ожидают и на ОАО Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" (ОЦМ, экспортирует драгметаллы на Украину, и в Узбекистан и Грузию). Замедление процесса растаможивания грузов повлечет за собой потерю времени исполнения заказов и увеличение административных расходов, в результате чего мы рискуем потерять контракты с зарубежными заказчиками", – сообщил представитель завода Павел Козлов. Известно, что доля экспорта в общем объеме выручки продукции предприятия сегодня составляет порядка 34-35% в сумме 315, 208 млн. рублей в год. Господин Козлов также отметил, что российские заводы ОЦМ с большим трудом добивались выхода на зарубежные рынки (в 1997 году не один завод ОЦМ не имел зарубежных контрактов) и чтобы избежать потери контрактов, они направили письмо премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с просьбой не допустить вступления в силу приказа ФТС №489. В нем они отмечают, что длительное и неопределенное по времени таможенное оформление товаров приведет к финансовым потерям у иностранных заказчиков. Например, простой оборудования у производителя азотной кислоты из-за отсутствия катализаторных сеток из платиновых сплавов приведет к ежедневным убыткам до $40 тыс.
Кроме возникновения дополнительных расходов участники уральского рынка драгметаллов указывают и на другие серьезные последствия изменений. Вероятнее всего, при осуществлении операций московские таможенники будут отдавать приоритеты столичным компаниям, так как у сторон налажены давние связи, и препятствовать выдаче разрешений на ввоз товаров предприятиям из других регионов, – полагает представитель ИП Цивилев М. Б." Анатолий Костарев. – В итоге мы рискуем потерять наши позиции на уральском рынке ювелирных изделий, которые легко и быстро займут конкуренты из столицы". А совладелец группы Мизар" (контролирует челябинскую розничную сеть ювелирных изделий Фианит") Семен Мительман напротив считает, что перенос оформления разрешений на ввоз драгоценных металлов и камней из регионов в Москву сделает равными условия работы для всех игроков рынка. Раньше екатеринбургские компании находились в более выгодном положении, нежели, например, челябинцы, которым приходилось осуществлять таможенные операции в соседнем регионе. Теперь всем игрокам рынка придется ехать в Москву. Уравниваются условия и с точки зрения преференций тем или иным структурам", – уверен господин Мительман.
Татьяна Шушакова, Вера Степанова