Золотая лихорадка

Раздел: Недра
21 мая 2007 г.

Нелли ВЕРНЕР

На золоте зарабатывают банки-перекупщики и государство, а не старатели

Три года назад второй по размерам мировой золотодобытчик – американская Newmont Mining, работающая в Южной и Северной Америке, Австралии и Азии, – приобрела у компании Moydow Mines International проект разработки золоторудного объекта в Гане. Moydow Mines, 5 лет занимавшаяся геологической разведкой в Западной Африке, к тому времени практически исчерпала свои финансовые возможности: потратив 90% акционерного капитала, компания так и не приступила к добыче золота.

Акционеры были вынуждены продать один из перспективных проектов, а вырученные $39 млн. разделили между собой в качестве дивидендов. Американцы последовательно купили еще несколько проектов в регионе, провели доразведку и в 2006 году добыли первые 6,3 тонн африканского золота. Сейчас Newmont владеет 20% всех золотых запасов Ганы, или 584 тоннами желтого металла. А Moydow Mines по-прежнему тратит деньги акционеров на разведку в надежде найти свой Клондайк.

“Из грязи в князи"

У 84% горнодобывающих компаний мира, специализирующихся на разведке и добыче золота, схожая с Moydow Mines судьба. Компании проводят поисковые работы, берут пробы, составляют карты, но большинство из них так и не дожидается первого слитка золота со своих месторождений. “Золотодобывающий бизнес сродни казино: выигрывает тот, у кого больше фарта и денег", – говорит Борис Малюк, доктор геолого-минералогических наук, заведующий сектором мониторинга минерально-сырьевой базы Украины УкрГГРИ.

Тем не менее желающих вкладывать миллионы в разведку золота меньше не становится. Желтый металл на мировых рынках последние несколько лет дорожает темпами, сравнимыми разве что с киевской недвижимостью.

Найти и откопать

На протяжении последнего столетия основным золотоносным регионом мира остается Южная Африка. В недрах ЮАР – самой богатой африканской страны – содержится 40% мировых запасов золота. Правда, если в 1970-м на юге Черного континента ежегодно производилось около 1 тыс. тонн желтого металла, то в последние годы – не более 300 тонн. Причины большей частью политические: после того как 10 лет назад государство ужесточило требования к инвесторам, требуя обязательного участия местных игроков в управлении проектами, количество работающих в регионе разведчиков и добытчиков резко сократилось. Уже сейчас ЮАР рискует утратить позиции лидера. По данным The Mining Journal, в 2005 году в Китае добыто 224 тонн золота, и этот показатель растет из года в год. Кроме того, драгоценный металл в больших объемах добывают в Канаде, Австралии, Латинской Америке, на островах Папуа–Новой Гвинеи и территории бывшего СССР. Всего в мире насчитывается около 40 государств, где ведется добыча золота. Украина есть в этом списке, но на протяжении восьми лет производство золота в стране колеблется у отметки 150 кг в год.

Пригодное для добычи золото встречается в природе в виде россыпей или примесей в коренных породах. Россыпи находятся в руслах рек, где люди веками извлекали драгметалл простым методом промывания. Доля таких месторождений в мировых запасах постоянно уменьшается. Только Россия, начавшая промышленную добычу золота на своей территории более 200 лет назад, может похвастать большим количеством разведанных россыпей: в 2003 году они содержали 17,5% золотых запасов России и обеспечивали половину производимого в стране желтого металла.

В более распространенных рудных формах крупицы золота зачастую можно определить лишь с помощью электронного микроскопа. Если в тонне руды содержится хотя бы 1 грамм золота, добыча металла считается высокорентабельной.

В разрабатываемых в наше время месторождениях содержание благородного металла обычно колеблется от 1 до 7 г/т. Но залегание золота неоднородно – на отдельных участках оно может достигать нескольких десятков граммов на тонну породы. Иногда встречаются крупные зерна золота весом от 1 грамма до нескольких десятков килограммов (так называемые самородки). Поэтому часто случается, что при эксплуатации уже разведанного месторождения его запасы могут увеличиваться.

Законодательства большинства стран позволяют получить лицензии на разведку и эксплуатацию месторождений не только местным, но и транснациональным компаниям. Разведывательные работы могут длиться 5-10 лет. Государству выгодно торговать такими лицензиями: затраты на разведку исчисляются миллионами долларов, но золотоносные объекты при этом обнаруживаются далеко не всегда. Государству перепадает и в случае, если частный инвестор находит золото и начинает промышленную эксплуатацию месторождений. “Как правило, в проекте по добыче золота государство получает долю 10-20%", – рассказывает Борис Малюк.

Из грязи – в слитки

Золотоносную руду добывают открытым способом в карьерах или закрытым – в шахтах. Способ добычи зависит от глубины залегания, концентрации металла и условий, устанавливаемых для добытчиков государством. Дело в том, что при открытом способе добычи металла образуется гораздо больше отходов, чем при шахтном. К примеру, на сельскохозяйственных территориях Закарпатья, где находится единственное в Украине эксплуатируемое Мужиевское месторождение, складировать отходы просто негде. Вместе с тем отработанная порода (т. н. хвосты) не бесполезна: в ней в сохраняется определенное количество золота, минералов.

Для обогащения руды применяются гидрометаллургические технологии: породу измельчают и обрабатывают специальными химическими реагентами. Самая распространенная технология – цианирование (золотоносную руду заливают раствором цианистого калия и на две недели оставляют на воздухе в специальных отстойниках). Золото переходит в раствор, а частицы породы оседают. Технология недорогая, но небезопасная. В 2000 году на золотоносной шахте в Румынии произошла утечка цианидов, около 100 тыс. тонн ядовитой жидкости попало в Дунай и Тису – источники питьевой воды для Румынии, Венгрии и Сербии.

“В странах третьего мира золотопромышленники продолжают применять технологии цианирования, вкладывая миллионы в обеспечение экологической безопасности. Они знают: если один раз наследить, то государство больше не пустит на свою территорию. Бывает, что из 100 страниц годового отчета добывающей компании 30 посвящены вопросам экологии", – делится опытом Борис Малюк. Дополнительные инвестиции окупаются с лихвой: цианирование – единственный известный метод, позволяющий извлекать из руды до 97% содержащегося в ней драгметалла.

Чтобы снизить риски, некоторые добытчики абсорбируют золотосодержащий раствор активированным углем. Далее с помощью электролиза выделяют сплав золота, содержащий примеси серебра, свинца, меди или других минералов.

В большинстве стран Европы, в том числе и в Украине, цианидные технологии запрещены. Альтернативный метод добычи золота (гравитационный) сродни древнему промыванию. Он основан на высокой плотности металла. “Под струей воды тяжелые минералы оседают, легкие – вымываются", – объясняет основной принцип директор ООО “Закарпатполиметаллы" Александр Бабынин. Такая технология безвредна для природы, однако выход металла при ее использовании намного ниже.

Одним лишь отделением от горной породы очистка золота не ограничивается. Полученный “полуфабрикат" необходимо еще отделить от примесей – так называемый аффинаж. Благородные металлы нельзя получить в чистом виде, поэтому процентное содержание в сплаве основного компонента (иными словами, пробу) доводят до максимально возможного уровня. Стандартная проба банковского золота составляет 999,9, то есть в 10 тыс. частиц сплава содержится 9999 частиц золота.

Обычно аффинажем с последующим изготовлением слитков занимаются международные специализированные компании. Некоторые добытчики имеют цех аффинажа в составе обогатительной фабрики и сами изготовляют золотые слитки высших проб, правда, они отличаются от тех, которыми торгуют банки. Например, Закарпатполиметаллы производит золото 999,9 пробы в форме усеченных конусов массой около 3 кг. Крупные компании, торгующие металлом на международных рынках, выпускают слитки 995 пробы весом 12,5 кг. Такой продукт можно выставлять на торги на международных биржах металлов.

С корабля – в банк

Менеджеров горнодобывающих компаний редко беспокоит вопрос продажи добытой драгоценной продукции. По словам Бориса Малюка, одним из условий получения компанией лицензии на добычу желтого металла может быть продажа оговоренного объема золота казначействам стран, на территории которых оно добыто. По-видимому, центробанки покупают металл по заниженной цене, чтобы государство могло заработать за счет собственных ресурсов.

Выходит, власти как бы нанимают частную компанию для добычи металла, выплачивая ей комиссионное вознаграждение", – проводит аналогию ученый. По данным УкрГГРИ, цена продажи золота национальным банкам ниже биржевых цен примерно на 15-25%. В основном госказначейства покупают металл для формирования золотовалютных резервов своих стран, что особенно актуально при нынешней нестабильности курса доллара. В частности, Китай недавно заявил о готовности перевести в золото 20% своих валютных резервов.

Излишками добытого металла компании могут распоряжаться на свое усмотрение. “У некоторых российских компаний в договоре с государством есть условие, что серебро, которое добывается вместе с золотом, они продают российским банкам. Золото эти компании сбывают на Лондонской бирже драгоценных металлов", – рассказывает Малюк.

Главные международные торговые площадки, на которых проходит продажа золота, находятся в Лондоне и Цюрихе. Там товарное золото продается оптовыми партиями, причем продавцами выступают как крупные добытчики, так и банки. На Лондонской бирже драгоценных металлов дважды в день устанавливается официальный курс золота, так называемый фиксинг: маркет-мэйкеры ЛБДМ, пять банков с мировым именем, получив заявки от желающих купить или продать золото, выводят равновесную цену спроса и предложения золотых лотов. Все биржевые сделки заключаются на основе этой цены.

На международных площадках могут торговать как национальные, так и частные банки. Для торговли необходимо купить место на бирже. По данным консультанта Украинской биржи драгоценных металлов Сергея Николаенко, цена такого места доходит до $2 млн. Минимальный размер лота на ЛБДМ – 5 тыс. тройских унций, что соответствует 155 кг. С учетом цен фиксинга лот может тянуть на $3,5 млн. – соответственно, в торгах участвуют, как правило, крупнейшие финучреждения мира.

При заключении сделки “спот" на Лондонской бирже продавец должен поставить товар покупателю в течение двух дней. Ценный груз доставляется морским путем или авиатранспортом. На площадке в Цюрихе приобретенное золото можно сразу обналичить в крупнейших местных банках, именно они выступают гарантами сделок на этой бирже. Зачастую нацбанки, покупая золото для пополнения резервов, во избежание дополнительных расходов по доставке оставляют металл на хранение в Швейцарии.

Ювелирная работа

Конечным потребителем 70% произведенного в мире золота является ювелирная промышленность. Еще 30% остается в банковской системе, где металл могут приобрести частные инвесторы. Золото, купленное банками на оптовых рынках, снова становится источником дохода аффинажных компаний, которые переплавляют многокиллограмовые слитки на стандартные банковские – массой от 1 г до 1 кг. В мире насчитывается всего 55 признанных производителей золотых слитков – компаний, зарегистрированных Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов.

Аффинажеры не только торгуют услугами по переплавке, но и сами покупают металл на международных оптовых биржах со спекулятивной целью. Изготовленные из купленного золота слитки аффинажеры перепродают банкам, не имеющим доступа на мировые площадки. В их числе все украинские банки и НБУ (Национальный банк лишь однажды, на начальном этапе формирования золотовалютных резервов в 1996 году, купил партию золотых слитков напрямую на Швейцарской и Лондонской биржах).

Частные финучреждения приобретают золото у швейцарских и немецких аффинажных компаний – Valcambi, Argor-Heraeus, Umicore и других. В Украине есть свои аффинажеры, в частности, Южный машиностроительный завод, но производимые ими слитки не котируются в мире. Продукция этих предприятий интересна разве что госказначейству и местным ювелирам.

10 крупнейших золотодобывающих компаний мира
Компания
Производство золота в 2006 году, млн. унций
Рыночная капитализацияна 31 декабря 2006 года, $ млрд.
Barrick Gold 8,64 27
Newmont Mining 5,87 19,8
AngloGold Ashanti 5,6 12,8
Gold Fields 4,06 11,7
Harmony Gold Mining 2,6 5,5
Compania de Minas Buenaventura 1,8 4
Freeport McMorgan 1,73 12,1
Goldcorp 1,69 20
Newcrest Mining 1,6 6,3
Kinross 1,48 5,3
Всего по ТОП-10 35,07 124,5
По данным международного информационного бюллетеня Gold Letter International, 2007 год

[ kontrakty.com.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->