Губернатор Леонид Коротков в порядке законодательной инициативы внес на рассмотрение Амурского областного Совета ряд законопроектов. Одним из них стал направленный на рассмотрение депутатов проект закона О внесении изменений в Закон Амурской области Об областной целевой программе Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год".
Настоящий законопроект разрабатывался с целью увеличения ассигнований на поиски и оценку россыпного золота за счет перераспределения финансовых средств по разделам геологоразведочных мероприятий областной целевой программы в 2007-2010 годах. Результатом принятия данного проекта станет увеличение ежегодного прироста ресурсов россыпного золота высшей категории и, как следствие, стабилизация ситуации в золотодобывающей отрасли экономики области.
В приложении к законопроекту даны следующие пояснения:
До настоящего времени отработка россыпных месторождений золота является приоритетным направлением в горнодобывающей отрасли Амурской области. В течение 2004-2006 годов в общей сумме добычи драгоценного металла доля россыпного золота составляла, соответственно, 66,7 %, 61,0 % и 55,8 %.
Динамика приведенных цифр свидетельствует об ухудшении ситуации в данном секторе экономики. В 2005 году в области было добыто россыпного золота на 437 кг меньше, чем в 2004 году, в 2006 году на 888 кг меньше, чем в 2005 году. Если в 2002 году было добыто золота из россыпей в количестве 9,9 тонн, то в 2006 году 8,1 тонна.
Главной причиной резкого уменьшения добычи россыпного золота в области является истощение сырьевой базы отрабатываемых месторождений, т.е. отсутствие оптимально необходимого прироста прогнозных ресурсов и разведанных запасов золота в россыпях.
Основной объем россыпной золотодобычи осуществляется многочисленными небольшими предприятиями, которые в современных экономических условиях (прежде всего, из-за резкого роста цен на основные средства и горюче-смазочные материалы) находятся в крайне тяжелом финансовом положении. Если они и способны вложить свои собственные средства в геологические работы, то только в разведку перспективных участков, уже имеющих выявленные прогнозные ресурсы высшей категории на стадии поисковых исследований.
Поиски россыпного золота являются, наряду с прочими приоритетными направлениями (поисками рудного золота, цветных и черных металлов, агроминерального и горно-технического сырья), обозначенными в Законе Амурской области от 18.11.2005 № 93-03, одной из главных задач областной целевой программы развития минерально-сырьевой базы области до 2010 года.
Вместе с тем, в общей сумме внебюджетных инвестиций в геологоразведку, которая в 2006 году составила в области без малого 1 млрд. руб., доля средств, вложенных недропользователями в поиски и разведку россыпей составляет всего лишь около 7 %, или 67,4 млн. руб.
Все остальные направления геологоразведочных исследований на территории области развиваются вполне динамично, что касается не только рудного золота, которое является приоритетной отраслью вложений, но и цветных (никель, кобальт, медь, молибден, вольфрам) и черных (титан, железо) металлов, а также минерального агросырья (апатитов), изучение которых резко интенсифицируется с 2007 года как за счет опоискования 10-ти новых площадей, так и за счет начала освоения горными компаниями месторождений: Гаринского железорудного, железо-титанового Большого Сейима, Евгеньевского апатитового. Продолжаются также оценочные работы на участке Кун-Манье, перспективного на медно-никелевое оруденение.
Выделяемые ассигнования на поиски россыпей в рамках федеральной геологической программы составили в 2005 году 35,5 млн. руб., в 2006 году 30 млн. руб. и в 2007 году предусмотрены в размере 30 млн. руб.
Вместе с тем, учитывая, что до 2005 года на протяжении 12 лет выделение федеральных средств по отрасли "Золото россыпное" на территории области практически не производилось, а также то, что на настоящий момент финансирование данного направления по федеральной программе с 2008 года не предусмотрено, этот источник финансирования не является определяющим и его молено рассматривать только как дополнительный.
Таким образом, изучение прогнозных ресурсов золота в россыпях может в полной мере осуществляться только за счет средств областного бюджета в рамках действующей территориальной геологической программы до 2010 года и это направление должно явиться определяющим в рамках ее реализации.
Начиная с 2000-го и включительно по минувший год из областного бюджета на изучение россыпей было затрачено 328 млн. руб., в результате чего разведаны промышленные запасы в количестве 5 тонн, предварительно оценены запасы и ресурсы в объеме 17 тонн. Данные финансовые вложения явились во многом решающими для недопущения обвала в россыпной золотодобыче области в последние годы.
Налог на добычу россыпного золота, поступающий ежегодно в консолидированный бюджет области составляет не менее 150 млн. руб., а общая сумма налогов с предприятий россыпного направления, которые во многом определяют экономику северных районов Приамурья, не менее 300 млн. руб.
На основании вышеизложенного, предлагаемый законопроект предусматривает увеличение средств по программе по разделу "Золото россыпное" до 47 млн. руб. в 2007 году и до 75 90 млн. руб. в последующие годы за счет уменьшения финансирования геологических мероприятий по разделам "Нефть и газ", "Черные металлы". "Цветные и редкие металлы", "Золото рудное", "Платина", "Минеральное агросырье".
Результатом принятия данного законопроекта станет увеличение ежегодного прироста ресурсов россыпного золота высшей категории и, как следствие, стабилизация ситуации в золотодобывающей отрасли экономики области".
Также, на основании закона "Об областных целевых программах", предлагаемый законопроект предусматривает приведение общего объема финансирования геологических мероприятий в 2007 году в соответствие с выделенными средствами из областного бюджета в сумме 65,0 млн. руб.".
Кроме того, Леонид Коротков направил в облсовет проект закона О внесении изменений в Закон Амурской области О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву, и родителям граждан, проходивших военные сборы".