Неповторимые, фантастические в глубинности образования, редчайшие среди минералов алмазы, прежде чем стать блистательными, горящими излучающими удивительный свет в конечном итоге драгоценными бриллиантами, проходят длинный в миллионы, а некоторые и миллиарды лет путь и, только, миг – разум и труд человека делают его первым среди драгоценностей. И этот миг – тяжелая самоотверженная работа геологов, горняков и на конечной стадии ювелиров.
Первые алмазы в Гвинее были обнаружены в 1932 году, а с 1935 года началась их добыча. Считая данные территории потенциально перспективными, советское правительство с 1961 г. выделяло огромные средства на изучение минерально – сырьевой базы этой африканской страны.
Наша горнорудная компания International Diamond Group, второй год занимается исследованиями алмазоносности в Гвинее (Республика Гвинея, Конакри) и нам удалось совместить в едином комплексе полевые работы и лабораторное изучение проб на базе полевого подразделения фирмы. Подобное совмещение весьма редко происходило в мировой практике, что привносит элемент новизны в цикл геолого-разведочных работ на алмазы.
Все дело в том, что на мировой алмазной конференции (World Diamond Conference) недавно состоявшейся в городе Перт (Австралия) Ивен Тейлор (Iven Tyler) – президент компании North Australian Diamond LTD, отметил, что за последние 15 лет в мире не открыто ни одного крупного месторождения алмазов, заметив, что в Австралии, как и во всем остальном мире, утрачен “азарт” при полевых работах (excitement in the field) по поискам драгоценного минерала из-за того, что полевые команды неделями и месяцами ждут результаты лабораторных анализов проб и концентратов. “Мы потеряли кайф от обогащения проб в поле…”
И. Тейлор высказал общее мнение всех, кто занимался поисками, разведкой и начальной стадией добычи сырых алмазов, на каком бы континенте или в какой бы стране это не происходило. Дело в том, что геофизики, буровики, горняки и геологи работают на получение проб в поле. Для анализа пробы отправляются в лаборатории, расположенные, часто за сотни и тысячи километров от районов поисковых и разведочных работ на алмазы.
В лабораториях, пробы проходят, в соответствии с технологиями, подготовку к анализу. Это еще один, достаточно существенный во времени, период прежде чем из них выделят минералы – спутники (индикаторы алмазоносности) или кристаллы алмаза. Далее происходит изучение этих спутников и кристаллов специалистами минералогами. И это также емкий по времени процесс. Результаты анализов сводятся в специальные записки о результатах лабораторных исследований. На этот последний этап также требуется время. Все изложенное выше, ведет к потере оперативности в получении результатов, всего недешевого, с точки зрения затрат, комплекса геологоразведочных работ на самый редкий в природе драгоценный камень. Разочарованность И. Тейлора абсолютно понятна.
Перед началом наших исследований, с целью выделения природных ловушек с россыпями алмазов и коренных источников, специалистами компании была проведена большая работа по обобщению геологических материалов Советских специалистов, изучавших многие годы геологию Гвинеи. Одновременно с этим использовались новейшие методики дистанционного изучения Земли, имеется в виду комплексное дешифрирование аэрокосмических материалов, совместно с анализом особенностей строения и истории рельефа, а также минерального состава рыхлых отложений.
Эта работа проводилась по авторской методике доктора геолого–минералогических наук Н.И. Корчугановой и кандидата геолого–минералогических наук (в части россыпей) А.В. Суркова. Оба этих специалиста имеют огромный практический опыт зарубежной работы по оценке территорий на алмазы, золото и др. полезные ископаемые.
В пределах изученных алмазоносных территорий были выделены самые перспективные и на них компания получила ряд лицензий, на геологоразведочные работы. А предварительно составленная, прогнозная карта, стала основным документом планирования геологических маршрутов и отбора проб, которые подтвердили перспективность многих участков на россыпи алмазов и коренные их проявления.
Для подтверждения полученных результатов исследований была организована полевая группа для проведения ГРР. Благодаря оптимизированной методике проведения работ по отбору, обработке и подготовке проб с изучением минералов спутников и кристаллов алмаза в течении, не имеющего аналогов в геологической практике, короткого времени, были достигнуты положительные результаты в оценке территорий на алмазы. На полевой базе была развернута лаборатория, которая через один два дня с момента поступления проб выдавала результаты их изучения. Это позволило оперативно направлять полевые работы в те места, где количества и особенности пиропов и пикроильменитов указывали на повышенные концентрации алмазов. Силами этой лаборатории из массива проб и концентратов выделено, измерено и описано более 400 пиропов, более 500 пикроильменитов, сотни обломков корунда, найден редчайший муассонит, а также кристаллы алмаза.
Пиропы обнаруженные в пробах поразительно разнообразны по цветовой гамме. По цвету и оттенкам цвета выделены –светло, бледно и ярко оранжевые кристаллы, темнооранжевые, красно – оранжевые, малиново – красные, светло – и темномалиновокрасные, светло – и темносиреневые, светло – и темнофиолетовые, а также темно – сиреневые с темно – красными рефлексами на свежих сколах и темно – фиолетовые, почти черного цвета. Изучение степени износа пиропов в совокупности с использованной уникальной методикой детальной гранулометрии кандидата геолого–минералогических наук Суркова А.В. непосредственно в полевых условиях, позволило нам прогнозировать наличие коренных источников алмазов в пределах изученных территорий и определить районы их локализации. Встречены также выветрелые пиропы из кор выветривания древних промежуточных коллекторов, такие коллекторы при размыве также поставляют алмазы в речные отложения, что является дополнительным источников алмазов для россыпей данного района.
Второй, важнейший минерал-спутник алмаза – пикроильменит по характеру зерен и особенностям их поверхности удалось разделить на гладкие матовые выделения, гладкие матовые со следами точечных ударов, гладкие матовые со следами точечных ударов и слабых сколов, оббитые со всех сторон обломки, оббитые и потертые, разбитые обломки. Первые две категории свидетельствуют о близком расположении коренных источников в изученных районах.
Обычным для Лесной Гвинеи не генетичечким, а динамическим спутником алмаза в концентратах и пробах является корунд. Он также обладает очень разнообразным цветом. Обломки корунда встречены от густосиних (сапфиры) до рубиново красных со всеми промежуточными оттенками. Немалую роль играли зеленые, серо – зеленые, серого цвета, бурые, желто – бурые, желтые, зеленовато – желтые, темно – желтые. Встречены также корунды черного цвета и полупрозрачные сиреневых и голубых тонов.
Следует отметить, что сапфиры и рубины – разновидности корунда, встреченные в пробах в качестве сырья для ювелирной промышленности специально в Гвинее геммологами не изучались, а это еще одно интересное направление в изучении минералов данной страны.
Особую группу минералов спутников представляют собой их химически измененные аналоги. Среди пиропов встречены кристаллы, изменение которых очень сходно с изменением пиропов из коры выветривания трубки “Катока” в Анголе, другие имеют корродированную поверхность в углублениях которой наблюдаются глинисто–алевритовые частицы или корочки и примазки гидроокислов железа и марганца. Последние вероятно из древних (домезозойских) грубообломочных пород типа конгломератов. Найдены также выветрелые и корродированные корунды и в разной степени лейкоксенизированные пикроильмениты.
Таким образом, на исследованной территории, по минералам –спутникам алмаза из русловых отложений проявлены не только концентрации тяжелых устойчивых минералов в аллювии, но имеющиеся там признаки наличия коренных источников алмазов – кимберлитовых даек и трубок, не исключены также и лампроиты, а также промежуточные коллекторы алмазов в виде фрагментов, размывающихся кор выветривания и древних гравийно – галечных отложений (типа Лекаро, Тарква).
Несмотря на добычу алмазов мелкими старателями в течении многих лет, которые только по известным нам фактам, на данных территориях часто находят кристаллы весом более 50 карат, реальный потенциал территории на алмазы все еще остается серьезным и до конца не изученным. В 1996 году объем добычи в Гвинее уже составлял 0,9 млн. карат на общую сумму 162 млн. долларов, то есть средняя цена камней – 180 долл/карат. Самые крупные камни, официально зарегистрированные, имели массу 880 карат (в 1983г.), 181,7 карат (оцененный в 8,2 млн. долларов), 143 карата – проданный за 3,654 млн. долларов. (по Кириллину А.Д. и др., 1999г.). В 1999 году найден камень 146 карат, а в сентябре 2006 года – 107 карат и это только некоторая часть из крупных камней найденных в Гвинее, т.к. основная масса официально не регистрировалась.
Специальные карты новейшей тектоники, созданные нами перед началом работ, с выделением на них структурных ловушек для россыпей алмаза, подтвержденны в результате наших работ.
Результаты работ на россыпные алмазы полученные компанией IDG в 2006-2007 гг показывают, что потенциал алмазоносности Республики Гвинея далеко еще не исчерпан.
Одновременно с изучением районов Лесной Гвинеи компания провела работы на Северо-западе Республики, вблизи границы Мали и Сенегала. Здесь на карте пятидесятых годов отмечены две точки с находками кристаллов алмаза. Геологическая позиция района, минералогические характеристики проб, резко отличаются от районов Лесной Гвинеи. Здесь практически неизвестны коренные источники алмазов, однако в одной из наших проб, при полном отсутствии минералов-спутников, был найден обломок кристалла алмаза. В данном районе наиболее вероятен в качестве источника алмазов древний промежуточный коллектор, содержащий концентрации алмаза типа древних прибрежно-морских россыпей. Этот вопрос заслуживает внимания и требует новых более детальных исследований.
Наша компания продолжила традиции в изучении сырьевой базы алмазов в Гвинее, начатую еще в 1961 гогду под руководством Б.М. Зубарева, бывшего первого заместителя министра Геологии РСФСР и СССР и энтузиастов изучения полезных ископаемых Гвинеи Мамедова В.И. и Никитина Ю.А.
Огромный опыт советских геологов продолжает работать на благо России.
[ ИГ Ю.Р. ]
У меня есть конкретный вопрос об открытии бизнеса в Гвинее.