В.В.Васекин: тезисы выступлений на "круглом столе" "Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы", 29-01-2007

Раздел: Рынки
31 января 2007 г.

Указ практически ничего не изменил с точки зрения предприятия-переработчика, позиционирующегося на рынке драгоценных металлов как производитель материалов и продукции из драгоценных металлов, считает руководитель ОАО НПК "Суперметалл" В.В.Васекин.

Он отмечает, что у предприятия-переработчика появилась эфемерная возможность переработать отходы и лом драгоценных металлов за рубежом на более выгодных условиях (в сравнении с российскими). Но только для этого надо получить два заключения от двух министерств   о   целесообразности   действий   “неразумного”   предприятия,   которое   своими действиями якобы может нанести непоправимый экономический ущерб себе и государству, интересы которого, судя по этим обязательным условиям, могут не совпадать с интересами отдельного добропорядочного предприятия.

Более того, иронизирует В.В.Васекин, государство настолько напугано столь смелым собственным решением по новым возможностям экспорта драгоценных металлов, что аж два раза указало в новом Указе Президента в качестве обязательных условий – в п. 47 а) “получение заключений Министерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации” и в 47 е) “вывоз сырьевых товаров для переработки вне таможенной территории разрешается только в случае экономической нецелесообразности или невозможности (из-за отсутствия соответствующих производственных мощностей) их переработки на территории Российской Федерации, что должно быть подтверждено соответствующим заключением Министерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации”.

И далее продолжает: Добавленный в п. 47 е) абзац – “При ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации сырьевых товаров для переработки заявитель таможенного режима по согласованию с таможенным органом Российской Федерации определяет нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка драгоценных металлов и драгоценных камней. Порядок определения норм выхода продуктов переработки в таможенных целях устанавливается Министерством финансов Российской Федерации”, вроде бы ничего не меняет в правилах оформления разрешений на переработку на или вне таможенной территории России. Однако здесь есть маленькая зацепочка. А именно, ранее порядок определения норм выхода продуктов переработки определялся ГТК РФ совместно с Минфином РФ. Новый Указ Президента даст право Минфину РФ самостоятельно определять этот порядок. Остается только надеяться, что нормы выхода продуктов переработки по каждому контракту не придется согласовывать с заместителем министра финансов страны, поскольку расчеты норм выхода относятся не к высшей математике и могут быть определены самостоятельно и вполне компетентно сторонами контракта, особенно, если иностранное сырье драгоценных металлов ввозится в Россию на переработку.

Чувство неполноценности Указа возникает тогда, отмечает В.В.Васекин, в тезисах к "круглому столу" когда понимаешь, что, разрешая экспорт аффинированных драгоценных металлов, как и ломов и отходов, только через ФГУП “Алмазювелирэкспорт” по договорам комиссии, этот Указ тут же предусматривает контроль за деятельностью этого самого надежного оператора. А именно тут же оговорено, что “Министерство финансов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением подведомственным ему федеральным государственным унитарным предприятием "Внешнеэкономическое обьединение "Алмазювелирэкспорт" принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики, не допуская необоснованного отказа или уклонения этого предприятия от заключения договоров, а также устанавливает предельные размеры комиссионного вознаграждения, взимаемого этим предприятием с организаций, указанных пункте 21 настоящего Положения”.

Прекрасно! Сначала выделяем самого надежного представителя государства, собственно говоря, объявляя монополию государства на комиссию экспорта аффинированных металлов и их сырья, а потом в дополнение к этому вводим присмотр за деятельностью этого самого надежного и навязанного всем участникам ВЭД партнера.

По большому счету, такое положение является нарушением прав участников рынка в свободе предпринимательства и ведет к мнимому ощущению процесса либерализации рынка драгоценных металлов.

В этой связи, подчеркивает В.В.Васекин, уместно вспомнить слова Президента России, сказанные им в Послании Федеральному Собранию в 2000 году, 7 лет назад (!): “Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике -это, без всяких сомнений, защита экономической свободы. Наша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы – свободы производить, торговать, инвестировать”. "Похоже, — заключает В.В.Васекин, — что кому-то все еще удается толкать свои идеи, идущие вразрез вызову нашего времени, если в первые дни Нового 2007 года мы получили такой подарок от нашего Президента".

[ РДМК-2007 ]

Полезное

Полезное

 
-->