Только на два дня, 16 и 17 декабря, в областном краеведческом музеев Челябинске откроется выставка одного экспоната.
В музее покажут первый в истории оклад к Иверской иконе Божией Матери. Его создали в Златоустовских Патриарших мастерских.
Как сообщили агентству Урал-пресс-информ в отделе специальных проектов управления пресс-службы и информации губернатора Челябинской области, летом 2004 года семья Лохтачевых из Златоуста путешествовала по России и побывала в Иверском монастыре на Валдае. Узнав, что именно заслуженные художники России Нина и Александр Лохтачевы создали такой шедевр как Дарохранительница для Храма Христа Спасителя в Москве, отец Никандр предложил им взяться за новую работу создания оклада (ризы) к Иверской иконе Божией Матери.
Дело в том, что долгое время Иверский монастырь искал художников, мастеров-профессионалов, которые бы достойно и канонически выдержанно смогли выполнить эту ответственную работу. Сложность заключалась в том, что других окладов к Иверской иконе никогда ранее не существовало. Главная задача заключалась в том, чтобы оклад и рама обеспечивали сохранность иконы.
Иверская икона одна из самых почитаемых в русской православной церкви. Сегодня это великая святыня Иверского монастыря на Валдае. В 1993 году она сильно пострадала во время пожара, но лик остался цел. Заботами архиепископа Новгородского и старорусского Льва икона была отреставрирована.
Александр и Нина Лохтачевы сделали больше десятка эскизных вариантов ризы. Работа велась по традиционным технологиям. Участие в ней принимали мастера разных специальностей: скульпторы, художники, граверы, ювелиры, дизайнер и конструктор и другие. Несколько раз оклад возили на Валдай и примеряли к иконе.
Сегодня работа полностью завершена. Оклад изготовлен из серебра (925 пробы) и весит около 25 кг. Из золота, пожертвованного прихожанами Иверского монастыря, изготовлены нимбы и края одежды. Рельефная отчеканенная поверхность покрыта выгравированными растительно-цветочными узорами. Украшает оклад более 4000 драгоценных камней: цитроны, цирконы, аметисты, жемчуг, топазы. Рама оклада отделана липой, сама конструкция рамы алюминиевая. Икону и оклад защищает бронированное стекло. Размеры оклада в раме 1717х1184х229 мм, вес – более 60 кг. Мастерами так же изготовлены специальные носилки для ношения иконы в Крестные ходы. В работе над окладом и рамой принимали участие более двадцати человек.
В Челябинске оклад к Иверской иконе пробудет до 17 декабря, а до конца года произведение Златоустовских мастеров займет свое место в монастыре на Валдае.