Рынок Казахстана: не все то золото…

Раздел: Рынки
09 декабря 2006 г.

Золото в Казахстане не является драгоценным металлом, а потому его купля-продажа на внутреннем рынке страны происходит совершенно свободно, подобно колбасе, молоку и пиву. Для кого-то покупка золота вопрос красоты и престижа, для кого-то – удачное вложение средств. Курс иностранной валюты может упасть, недвижимость – рухнуть, а ценные бумаги – обесцениться. На фоне этого золото кажется вечной ценностью, не подвластной течению времени, и, несмотря на то что красоту золотых украшений все чаще затмевают авторские изделия из серебра, а то и вовсе качественная бижутерия, этот металл не теряет своих преданных поклонников и сегодня.

Ситуация на казахстанском рынке золота складывается более чем парадоксальная. Государство, обладающее богатейшими запасами этого металла (1,54 процента от мирового запаса золота, тогда как во всей Европе этот показатель равняется 2,05 процента) и входящее в десятку ведущих золотодобывающих стран, представлено на внутреннем рынке лишь десятой частью всей ювелирной продукции. Остальные 90 процентов отданы на откуп импортерам из России, Турции, Италии, Китая, Киргизии, тягаться с которыми отечественная ювелирная промышленность не в состоянии. Впрочем, специалисты утверждают, что и промышленности-то никакой на самом деле у нас нет.
– Запасы сырья в Казахстане позволяют изготовить каждой нашей женщине по такому кольцу, что она его и поднять не сможет, – иронизирует исполнительный директор Национальной ассоциации ювелиров Валерий Хван. – И при таких условиях у нас нет ювелирной отрасли! “Казахювелир” производит около двух килограммов золота в год, по нескольку десятков украшений в месяц изготавливают небольшие мастерские, но это просто смешно, если мы хотим всерьез говорить о конкурентоспособности казахстанского производителя золотых украшений и импортной продукции.

Необходимо, чтобы в республике появилось хотя бы одно базовое производство.

На сегодняшний день в Казахстане существует около 80 более-менее крупных мастерских, изготавливающих золотые изделия. Они делают 10–20 украшений в месяц и не могут соперничать с зарубежными заводами ни по объемам, ни по технологии. По словам Валерия Хвана, ювелиры производят украшения кустарным способом, используя как образец драгоценности из китайских каталогов. Они заливают металл в уже готовые огнеупорные основы, что зачастую не позволяет соблюсти технологию, а также изготавливать изделия из определенных видов золота, например из белого. О художественной ценности здесь тем более не может быть и речи.

– В Алматы очень мало мастеров художественного плана, – говорит потомственный алматинский ювелир Юрий Пак. – Есть люди, грамотно работающие в техническом плане, которые стали ювелирами благодаря своему опыту, но художественного вкуса у них нет. Еще один аспект – наши мастера работают в узком направлении, тогда как ювелирное дело – это целая культура!
С другой стороны, предложение напрямую зависит от спроса, а в Казахстане как раз таки очень мало покупателей эксклюзивных ювелирных изделий. А вот “золотой” ширпотреб отечественного производства наши люди приобретали бы с удовольствием, тем более что к заморским “цацкам” доверие падает.

По мнению экспертов, легальный оборот казахстанского рынка ювелирных изделий составляет 250 млн. долларов, из которых 200 млн. приходится на российских участников рынка, а 25 млн. – на импортеров из других стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако в последнее время казахстанский рынок ювелирных изделий стремительно насыщается турецкой, таиландской, китайской и киргизской продукцией. В процентном отношении спрос на золото из этих стран значительно превышает спрос на российское золото, несмотря на многочисленные нарекания в связи с качеством этих украшений.

– Мы очень часто слышим обывательское мнение о том, что, мол, российское золото – хорошее, а турецкое – плохое. Так к вопросу подходить нельзя, – комментирует ситуацию директор Пробирной палаты, где осуществляются апробация и сертификация ювелирных украшений, Казиз Сулейменов. – Золото – одинаковое во всем мире, в периодической таблице элементов оно называется aurum, других видов этого металла не существует. Поэтому если на изделии стоит, например, 585-я проба, то будь оно хоть турецкое, хоть российское, золота в нем будет ровно 58,5 процента. Другое дело – дизайн изделия. Турки, например, приспособились делать облегченные дутые украшения, внутри которых находится пластиковый каркас и… воздух. Если такое украшение лопнет, то ремонтировать его будет очень сложно, так как от прикосновения паяльника пластик сразу плавится. Наши люди “покупаются” на большой размер и дешевизну, а потом жалуются на плохое качество золота, хотя оно может соответствовать всем стандартам.

Другое дело – рынок нелегальный, где вместо золота 750-й пробы вы можете купить 375-ю, а то и вовсе “медяшку”. По словам Валерия Хвана, казахстанский рынок золотых изделий можно назвать сплошь пиратским:

– Приведу простой пример: вы покупаете кофточку, на которой написано Made in Italy, а на самом деле она произведена в Китае. В “ювелирке” стран СНГ складывается такая же ситуация.

Чтобы золотое изделие стало легальным и могло продаваться в Казахстане на законных основаниях, оно должно пройти апробацию и сертификацию в Пробирной палате. Ежегодно сертификационные испытания в ней проходят порядка 150 тысяч ювелирных изделий, ввозимых из-за рубежа и производимых в Казахстане. В палате украшение проверят на вес и на соответствие пробы содержанию золота в ней. Если на цепочке указана 750-я проба, то содержание золота в ней должно составлять 75 процентов, а наполнители должны быть из определенных металлов. Если изделие прошло проверку качества, то Пробирная палата ставит на нем клеймо, которое представляет собой голову барса, аббревиатуру “КЗ” и цифры, соответствующие пробе изделия. Такая же практика применяется в России, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, отличие составляет лишь внешний вид клейма. Но иногда эта, безусловно необходимая, мера приводит к путанице, играющей на руку нечестным реализаторам. Схема проста: в Россию поступает турецкий товар, сдается в пробирную инспекцию, где на нем ставится российское клеймо. Казахстанская Пробирная палата ставит свой “знак качества”, и в таком виде украшение попадает на прилавки наших магазинов. Турецкое золото продается под видом российского, да еще и с казахстанской пробой, по завышенной цене! Поле для обмана неискушенных покупателей огромное!

Впрочем, это частности. Больше настораживает то, что львиную долю внутреннего рынка нашей страны составляет товар, попавший в Казахстан в обход Пробирной палаты.
– У тех, кто серьезно занимается золотом и возит его большими партиями, все схемы давно отлажены, – говорит Валерий Хван. – Они могут получить сертификат на часть продукции, а остальное попадает на рынок напрямую. Если вы пойдете на центральную барахолку, то можете увидеть там все что угодно, самые различные пробы, даже в виде красных звезд, применявшихся еще в Советском Союзе. Можно с уверенностью говорить, что 90 процентов этого товара привезено контрабандой.
Директор Пробирной палаты Казиз Сулейменов согласен с этим и утверждает, что платная сертификация незначительно влияет на увеличение стоимости товара, а жалобы на то, что сертификация мешает развитию бизнеса, – это все “от лукавого”.

– Стоимость наших услуг зависит от общего объема изделий. Если украшение весит 3–5 граммов и стоит 20 тысяч тенге, то наша работа составит 100 тенге. Значит, это дает удорожание на 0,005 процента. Число при объемах импорта незначительное. Если мы хотим поднять отечественное производство, наша задача – согнать импортеров со стихийного рынка и направить в правовое русло. Они внакладе не останутся, но цена зарубежных изделий немного поднимется, а местные производители смогут вздохнуть свободнее.
С другой стороны, импортеру все же выгоднее эти деньги не платить и продавать золото дешевле. Поэтому заботиться о своих интересах следует в первую очередь самим покупателям. Эксперты дают несколько простых советов, как не попасть впросак и не выкинуть большие деньги за нестоящий товар.

Во-первых, всегда следует обращать внимание на наличие на изделии казахстанского клейма с головой барса. Если на украшении его нет, то продавцу можно задать справедливый вопрос, почему украшение не прошло качественную проверку и на каком основании его продают. Если же у вас вызовет сомнение качество “заклейменного” украшения, то ответственность за это можно возложить на Пробирную палату. Во-вторых, лучше не прельщаться дешевизной и не покупать золото сомнительного происхождения на барахолке. А в магазине желательно попросить у администратора расписку о возможности вернуть изделие, если после проверки выяснится его несоответствие заявленным стандартам качества.

Проверить купленное украшение “на вшивость” можно в той же Пробирной палате. Экспертиза двухграммового золотого изделия для частного лица обойдется в 100 тенге, более тяжелого – дороже, но в целом расценки весьма приемлемые. Если же вы отнесете в Пробирную палату украшение, на котором проставлено казахстанское клеймо, то вряд ли вам расскажут о нем больше того, что вы уже знаете о нем, какие бы сомнения оно у вас ни вызывало.

Антонина КУКАЕВА

[ liter.kz ]

Полезное

Полезное

 
-->