Не время собирать камни

Раздел: Приятных покупок
06 декабря 2006 г.

Для женщин лучшие друзья — это, несомненно, бриллианты, а вот для инвесторов они, впрочем, как и все остальные драгоценные камни, отнюдь не самые хорошие товарищи 

За драгоценными камнями прочно закрепился статус вечных ценностей. Расхожий стереотип — мир может рушиться, деньги обесцениваться, а бриллианты будут дорожать. В массовом представлении драгоценные камни фактически синоним гарантированной доходности. Однако при более детальном рассмотрении этого инструмента может выясниться, что овчинка не стоит выделки. Вложения в бриллианты отбиваются крайне медленно, годами и десятилетиями. А прогнозирование прибыли в случае с камнями вообще дело неблагодарное. Зарабатывать на “каменном” рынке можно, но для этого придется забыть о пассивных спекулятивных стратегиях.

Бриллианты вечны

Нынешние отечественные законодательные реалии при выборе объекта инвестиций в драгоценные камни альтернативы не оставляют — исключительно бриллианты. Дело в том, что законодательно в нашей стране разрешена продажа только сертифицированных неоправленных драгоценных камней. А сертификаты, которые подтверждают соответствие камня государственно установленным техническим условиям, выдаются пока лишь только на бриллианты. На другие камни российские сертификационные центры даже при желании не смогут выдать никаких заключений, для них не разработаны госстандарты оценки характеристик. В этом плане особняком стоят изумруды, ТУ на них существуют еще с 1985 года, но их сертификацией до сих пор никто так и не занимался.

“Для сертификации камня лаборатория должна иметь набор камней-эталонов, а такой комплект дорого стоит, да и собрать его весьма трудно, — поясняет Юрий Шелеметьев, заведующий отделом экспертизы Геммологического центра МГУ. — Пока деятельность лабораторий даже по сертификации бриллиантов не окупается, поэтому за изумруды никто и не берется”. По мнению экспертов, в обозримой перспективе положение дел с сертификацией вряд ли изменится, даже если помимо бриллиантов с изумрудами критерии проверки разработают для других камней.

По тем же причинам не удастся легализовать, а значит, и официально продать кому-то камни, привезенные из-за границы. Для тех же, кому закон не указ, напомним, что пока никто не отменял статью 191 УК РФ, предусматривающую тюремные сроки за незаконный оборот драгоценных камней.

Остается вариант покупки готового ювелирного украшения. Для вставленных в оправу камней никаких обязательных сертификатов не требуется, но с инвестиционной точки зрения это не лучший выход. Во-первых, ювелирное изделие вам обойдется как минимум раза в два дороже, чем неоправленный камень. Во-вторых, стоимость украшения во многом диктует мода, и вполне вероятно, что, когда вы решите его продать, оно уже будет котироваться ниже цены покупки.

Впрочем, многие специалисты считают, что инвесторам жалеть об ограниченности выбора не стоит. “Если смотреть на исторический тренд, то по бриллиантам идет стабильный рост цен с небольшими колебаниями, а по другим камням бывают большие перепады вверх-вниз, — отмечает Арарат Эвоян, первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов. — Поведение цен на цветные камни прогнозировать гораздо сложнее, чем на бриллианты”. Ограненные алмазы среди драгоценных камней, можно сказать, самый раскрученный бренд, они пользуются огромным спросом, на рынке их вращается больше всех других камней вместе взятых. Это и дает бриллиантам главный инвестиционный козырь — более высокую ликвидность.

Бриллиантовый миф

Вкладываясь в бриллианты, на большую доходность можно даже не рассчитывать. Прирост стоимости в 15% годовых считается выдающимся результатом. Обычно показатели роста редко дотягивают до 10%, средний уровень — 3–4%, и если вспомнить о темпах инфляции, становится совсем грустно. “С инвестиционной точки зрения бриллианты — спорный инструмент, но для сохранения денег вполне подходящий, — считает Арарат Эвоян. — Какая-то доходность точно будет, потому что со временем цены все равно растут, но нужно быть готовым к тому, что рост может не покрыть даже текущую инфляцию”.

Бытующее среди обывателей убеждение, что цены на бриллианты никогда не падают, не более чем миф. К примеру, по сравнению с 1980 годом наиболее котируемые бриллианты сейчас стоят в три с лишним раза дешевле. Пузыри надуваются и лопаются и на этом рынке. Продолжительные, порой по несколько лет, периоды стагнации и падения цен тоже не редкость. Сейчас мировой бриллиантовый рынок как раз переживает очередную депрессию. В прошлом году производители перестарались с поставками, произошло затоваривание, в итоге в этом году оптовые цены на бриллианты упали на 10–25%, правда, на розничной стоимости это пока особо не отразилось.

Так что купленный в молодости бриллиант еще не гарантия спокойной старости, инструмент это все-таки рискованный, особенно в российской действительности. В нашей стране инвестиции в ограненные алмазы больше смахивают на игру в рулетку, выигрыш здесь зависит от случая. Проблема в том, что в России, по сути, нет вторичного рынка бриллиантов. “Торговля сертифицированными бриллиантами между частными лицами не предусмотрена, это нарушение российского законодательства, — констатирует Андрей Симкин, директор интернет-магазина Galereya.ru. — Для физлица единственный легальный вариант реализации камня — ломбард или ювелирный магазин, других путей нет”. Но ломбард — это прямой путь к потерям, там вам дадут лишь половину стоимости бриллианта. В комиссионке цену определяете вы сами, весь вопрос в том, когда вы получите деньги. Ваш камень могут купить завтра, через год, а могут и вообще не купить. Магазины даже проданные у них камни не выкупают, а бриллиантовых аукционов, в которых могли бы участвовать частники, у нас не проводят.

Из-за проблем с продажей все прогнозы доходности становятся бессмысленными, так как даже при росте цен не исключено, что в итоге вы продадите камень дешевле, чем купили. Можно попытать счастья на чужбине, благо в Европе и США никаких правовых ограничений по купле-продаже бриллиантов нет. Но вопрос, как найти покупателя, по-прежнему остается открытым. Кроме того, отправляясь за границу, в придачу к российскому сертификату неплохо было бы получить на бриллиант еще и удостоверение сертификационного центра. Сертификация на Западе — дело добровольное, но камень без аттестата у вас купят с существенным дисконтом. Чем более котируемый в мире сертификат вы предоставите, тем меньше у покупателя будет оснований скинуть цену. Наиболее авторитетными считаются заключения, выдаваемые Геммологическим институтом Америки (GIA), Высшим бриллиантовым советом Бельгии (HRD) и Международным геммологическим институтом Бельгии (IGI). Наши сертификаты за рубежом фактически бесполезны, но не из-за недоверия к ним, а потому, что их содержание западным ювелирам непонятно. Россия пошла своим путем, и для оценки бриллиантов у нас разработали собственную систему классификации, не похожую на ту, которую используют во всем остальном мире. Зато наша обязательная система сертификации не оставляет продавцам возможности дурить покупателей, что весьма часто встречается в некоторых “бриллиантовых” странах.

“В Израиле в одном магазине я увидел очень дешевые каратники по 6–7 тысяч долларов, — рассказывает Арарат Эвоян. — Поинтересовался у продавцов, как бриллианты в один карат могут стоить так дешево. Поняв, что я разбираюсь в камнях, они просто перестали со мной общаться и сказали, что ничего не продают. Скорее всего, это были камни с измененным цветом или исправленными дефектами”. Небольшая графитовая точка на бриллианте раза в два снижает его стоимость, но при современных технологиях устранить этот недостаток не проблема. Лазером вытравливают графит, затем образовавшуюся полость заполняют жидкостью с процентом преломления, близким к алмазу, и после этого даже в лупу с десятикратным увеличением не заметишь никаких следов проделанных манипуляций. Откорректировать цвет тоже дело вполне возможное. Такие камни называются облагороженными, стоить они должны гораздо меньше не претерпевших технического вмешательства, но недобросовестный продавец может и “забыть” об этом. У нас подобная ситуация исключена, при обязательной сертификации по госстандартам такой факт никак не обойти.

Меньшее из зол

Наиболее инвестиционно надежными считаются крупные бриллианты, весом не менее одного карата. Судя по данным главного мирового источника розничных цен на бриллианты бюллетеня Rapaport Diamond, с 1994?го по 2004 год стоимость каратников с высокими характеристиками выросла примерно на 27%, а цена на такие же камни, но весом в полкарата, незначительно (менее чем на 1%), но все же снизилась.

В России на прайс-лист Rapaport из-за особенностей отечественной системы классификации ориентироваться трудно, наш внутренний маяк котировок — это утвержденный Минфином прейскурант цен для операций с бриллиантами Госфонда. Этот документ был принят еще 2002 году и отражает только оптовые цены, но для отслеживания тенденций его использовать можно. По подсчетам господина Эвояна, за прошедшие с момента составления прейскуранта годы цены на бриллианты весом от карата и больше выросли примерно на 40%, на средние камни (0,3–0,99 карата) — на 30%, а на мелкие (меньше 0,3 карата) — максимум на 25%. Как видите, и на международном, и на внутреннем рынке наблюдается общая закономерность — большие камни и дорожают больше.

Но масса бриллианта — это только одна составляющая “четырех С”: Carat weight — вес в каратах, Color — цвет, Clarity — чистота, Cut — огранка. Качество всех этих параметров и определяет стоимость камня. Инвестору, наверное, даже не стоит тратить время на изучение оценки характеристик бриллиантов — это целая профессия. Тем более в этом нет необходимости, когда вы приобретаете камень с сертификатом: содержащимся в нем заключениям доверять можно безоговорочно, надо только уметь их читать.

В российской классификации характеристик бриллианта 15 групп цвета и 13 групп чистоты, между каждой следующей группой разница в цене может доходить до 30%, а стоимость камня с характеристиками высших и низших групп порой различается в десятки раз. Поэтому с этой табелью о рангах лучше разобраться еще до покупки бриллианта. “Люди думают, что самый лучший камень — с характеристиками 1–1 (первая группа цвета и первая группа чистоты. — D’), а все остальные уже плохие, — говорит Андрей Симкин. — Но я торгую бриллиантами уже больше пяти лет и камня с такими характеристиками никогда не встречал”. Найти подобные камни крайне сложно, но и зацикливаться на эталонных параметрах не обязательно. Юрий Шелеметьев считает, что есть смысл инвестировать в бриллианты первых пяти групп — у них цвет неразличим для неспециалиста, в них нет графитовых включений, то есть они вполне коммерчески привлекательны. Бриллиант с высокими характеристиками будет стоить как минимум 11 тысяч долларов за карат — в том случае, если у камня круглая огранка. Эта форма считается самой дорогой, другие огранки идут уже с дисконтом к ней от 25 до 50%. Существует и такое понятие, как качество огранки, ее обозначают буквами А, Б, В, Г. Группа А считается высшей, Б имеет небольшие отклонения, что и обусловливает уменьшение стоимости на 10%, группа В — означает минус 15%, а Г — минус 25% от стоимости.

Крупный бриллиант с инвестиционно привлекательными характеристиками не так просто найти, предложение здесь ограничено. Как правило, даже бриллианты-каратники продаются лишь по предварительному заказу, потому как ювелирным салонам еще нужно найти камень у ограночных предприятий. Можно и самому выйти на огранщиков, тем самым забрав маржу магазина-посредника, сейчас это весьма распространенная практика. Но уникальные камни таким образом купить вряд ли удастся. Например, компания “Бриллианты — Алроса” в розницу продает камни весом не больше 3–5 карат, десятикаратники только для оптовых покупателей и на особых условиях. “Как правило, учитывая повышенный спрос на такие бриллианты, мы продаем их в виде премиальных камней — рассказывает Александр Новоселов, генеральный директор компании “Бриллианты — Алроса”. — К примеру, камень стоит 500 тысяч долларов, но мы продадим его, только если вместе с ним у нас купят бриллиантов еще на два-три миллиона долларов”.

Вложения в столь большие камни сверхзатратны и неоднозначны. С одной стороны, таких крупных бриллиантов на рынке всегда немного и на них есть спрос. В то же время даже прайс-лист Rapaport ограничивается ценами на пятикаратники, поэтому, покупая камень с большей массой, трудно понять, выгодно или невыгодно это приобретение, просто не с чем сравнивать.

Никакой премии к цене “гражданство” бриллианта не дает, стоимость местного или привозного камня определяется исключительно качеством его характеристик. Впрочем, в России практически все имеющиеся на рынке крупные бриллианты отечественные, в сегменте же мелких камней ситуация прямо противоположная.

Купи-создай-продай

Наличие у бриллиантов инвестиционного потенциала у многих специалистов вызывает немалые сомнения, но все сходятся в том, что даже непрофессионалу заработать на камнях вполне реально. Правда, подобное единодушие касается только одного способа извлечения доходности из них. “Выгодно купить неоправленный бриллиант и заказать ювелиру украшение из него, — уверен Александр Новоселов. — Некоторые люди покупают камни, делают у нас в ювелирных фирмах или за границей украшения и потом их продают”. Юрий Шелеметьев прибыльность такой операции, даже учитывая все расходы по изготовлению украшения, оценивает не меньше чем в 70% от стоимости камня. Спрос на ювелирные изделия гораздо больше, чем на камни, поэтому реализовать украшение теоретически должно быть проще, но сколько времени на это уйдет — вам не скажет никто. Главный риск такой схемы в том, что ювелир может не угадать с дизайном, и тогда продать украшение будет непросто. Эксперты успокаивают тем, что на изделия с действительно красивыми камнями покупатель рано или поздно все равно найдется.

[ rokf.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->