Интервью ИА REGNUM с председателем международной Ассоциации армян-ювелиров, президентом компании "DCA" Гагиком Абрамяном.
ИА REGNUM: Г-н Абрамян, ювелирная отрасль Армении в последнее время переживает заметный спад. Чем это обусловлено, и какие шаги необходимо предпринять для вывода отрасли из кризиса?
В данном случае стоит говорить об общей сложности ситуации на международном ювелирном рынке, что не могло не отразиться на Армении. Армянский рынок настолько мал, что обработанные алмазы невозможно реализовывать на внутреннем рынке. Наша продукция почти полностью экспортируется.
На международном рынке сложилась достаточно острая ситуация. Мы каждый день ожидаем, что она нормализуется, но этого пока не произошло. По-моему, ювелирный кризис, в основном, связан с политикой компании "Де Бирс". С учетом ситуации на международном рынке, армянским предпринимателям не оставалось ничего, как или временно приостановить обработку алмазов, или же снизить объемы производства. Для выхода из ситуации, в которой оказалась ювелирная отрасль Армении, необходимо наладить деловое сотрудничество с российскими ювелирными компаниями, в частности постараться привлечь их инвестиционные средства. Это позволит отечественным компаниям обрабатывать мелкие алмазы, которые не выгодно обрабатывать в России. Речь идет о камнях до 1 карата, которые российская сторона продает Китаю и Индии, а после этого у них же покупает готовую продукции.
В Китае и Индии постепенно увеличивается стоимость обработки алмазов, постепенно догоняя армянские расценки. На данный момент компании АЛРОСА и другим российским компаниям, которые сотрудничали с армянскими коллегами, целесообразнее осуществлять инвестиции в Армении, что позволит обрабатывать российские алмазы у нас в стране, а потом экспортировать готовую продукцию в Россию. В противном случае нам придется ждать, пока международный ювелирный рынок преодолеет кризис. В этом случае никаких активных действий мы не в состоянии предпринять.
Сотрудничество с российской стороной никак не связано с международным кризисом, и могло бы позволить вывести ювелирную отрасль Армении из данного состояния. В Армении созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в ювелирную сферу, в частности у нас достаточно упрощены таможенная и налоговая процедуры. В России в этой сфере есть проблемы, без решения которых сотрудничество не может развиваться в полной мере. В частности, необходимы либерализация таможенного декларирования, некоторые законодательные изменения, позволяющие российским компаниям работать на армянском рынке, и эти вопросы должна поставить армянская сторона. Мы планируем поднять вопрос сотрудничества в ювелирной отрасли в ходе встречи премьер-министров Армении и России в Москве, которая состоится в декабре 2006 года. Мы предложили, чтобы на этой встрече присутствовали главы ювелирных компаний России.
ИА REGNUM: Многие армянские предприниматели, в том числе и вы, заявляли, что укрепление драма несет негативные последствия для бизнеса, в особенности для экспортеров. Какие шаги вы бы предложили для выхода из сложившейся ситуации?
Мы опять возвращаемся к избитому вопросу, что необходимо повышать производительность. Но что означает повышать производительность и почему ее необходимо повышать именно сегодня? Заявления, что для смягчения последствий укрепления драма необходимо повышать производительность, можно сравнить с ситуацией, когда у вас разрушены дороги и вместо того, чтобы асфальтировать их, вам предлагают купить джип и ездить на нем. По моему мнению, правительство Армении и Центральный банк должны создать финансовый инструмент, посредством которого было бы возможно зафиксировать курс национальной валюты к иностранной валюте, допуская некоторые малозначительные колебания. Между тем, они объясняют, что фиксирование курса приведет к росту инфляции, но ведь инфляция и сейчас есть.
Недавно мы встречались с главой ЦБ Армении, членами правительства, но к окончательному согласию вокруг данной проблемы так и не пришли. Вопрос находится в стадии обсуждения. Я не могу сказать, что от укрепления курса драма сегодня страдают все это не совсем так. На данной стадии у предпринимателей сократилась прибыль, но если доллар продолжит обесцениваться, они начнут нести убытки. В первую очередь убытки понесут предприятия, работающие по толинговой схеме, а у нас в стране основная часть экспорта составляет продукция, произведенная именно по этой системе то есть произведенная не на своем сырье и реализуемая не под армянской маркой. У нас проблема связана не столько с укреплением курса драма, сколько с имевшими место частыми колебаниями. Мы рады, что нацвалюта укрепляется, но не такими же темпами. При укреплении драма повышается также стоимость услуг, и ты становишься не конкурентоспособным.
ИА REGNUM: В случае если шаги властей, направленные на смягчение последствий укрепления драма не принесут результата, и курс доллара к концу 2006 году упадет ниже планки в 357 драмов, с какими проблемами столкнутся предприниматели, и возможен ли отток капитала из страны? Ваш взгляд на истинные причины обвала курса доллара в Армении?
Очень трудно ответить на этот вопрос. Если курс нацбалюты будет ниже показателя зафиксированного в бюджете 2007 года, то производители столкнутся с серьезными проблемами, и в первую очередь предприятия работающие по толингу. Фактически компании, работающие по толингу, окажутся перед угрозой закрытия. У нас курс сегодня 375 драмов за $1, и это уже почти предел. Дальнейшее укрепления драма может привести к очень негативным последствиям. Сегодня трудно сказать, при каком курсе драма к доллару начнется отток капитала. Основная причина укрепления драма обусловлена тем, что в стране достаточно большое количество долларов. Основная часть частных трансфертов поступает в республику в долларах, и не все тратится на потребительские нужды. Трансферты также инвестируются в строительство. Я не верю в то, что укрепление драма -это искусственный процесс.
ИА REGNUM: Есть опасения, что предстоящие парламентские выборы лягут тяжелым грузом на плечи предпринимателей, в частности власти будут "заставлять" их увеличивать объем налоговых выплат. Разделяете ли Вы эти опасения?
Я не знаком с подобным мнением и считаю подобные оценки политическими спекуляциями. Ко мне никто не обращался с таким предложением. То, что в Армении наличествует большая часть теневой экономики факт, и предпринимателей, работающих в тени, необходимо привести в налоговое поле. Должны действовать законы и соответствующие органы должны предпринять меры, чтобы сократить теневую экономику. Полностью искоренить теневую часть невозможно. Нам необходимо не увеличивать налоговые ставки, а наоборот снизить, в частности снизить НДС, налог на прибыль, который так или иначе не собирается. В случае своего избрания депутатом, я подниму этот вопрос в парламенте.
ИА REGNUM: Г-н Абрамян, вы заявили, что намерены участвовать в парламентских выборах. Чем обусловлено ваше желание и какую политическую силу Вы поддержите на этот раз?
Я решил принять участие в парламентских выборах, но с какой политической силой я буду сотрудничать и по какой избирательной системе баллотироваться, покажет время. Возможно, я выдвинусь и по пропорциональной и по мажоритарной системам, пока решение на сей счет не принято. А почему я не должен стать депутатом? Мне кажется, что я принесу больше пользы в парламенте, чем, оставаясь только предпринимателем. Я был депутатом 9 лет и хочу вернуться к законодательной деятельности не потому, что у меня есть амбиции, не для того, чтобы быть узнаваемым, либо лоббировать свой бизнес. Нет. У меня есть опыт работы, я председатель Международной Ассоциацией армян-ювелиров, а председателя избирают не в Армении, а в Швейцарии. Ассоциация достаточно весомая структура. 10% мирового златоделия, или $8 млрд. находится под контролем армян. У некоторых членов Ассоциации годовой оборот превышает $1 млрд. Не случайно эти люди, являющиеся гражданами разных стран, избрали председателем предпринимателя из Армении.
ИА REGNUM: Многие крупные предприниматели пополнили ряды Республиканской партии Армении, некоторые основали свои политические силы. У Вас нет желания возглавить новое движение или вступить в РПА?
Знаете, у меня нет желания стать партийным. Все партии хороши, у всех прекрасно написанные уставы. А что разве Республиканская партия плохая? Я знаю многих членов этой партии, и они все хорошие люди. Я знаю членов разных партий. Я могу сотрудничать с политическими партиями как провластными так и оппозиционными, но что я выберу покажет время. Я могу сотрудничать и с Республиканской партией, и с партией "Процветающая Армения", и с "Дашнакцутюн" и с НДС. И что, меня будут обвинять, почему я сотрудничаю с той или иной партией?
ИА REGNUM: Есть мнение, что в предстоящих выборах победит та политическая сила или кандидат в депутаты, у кого хватит на это финансовых средств. Вы согласны с такой точкой зрения? В чем залог победы на выборах в Армении?
Во всех странах для выборов необходимы финансовые средства. В конечном итоге создаются предвыборные штабы, принимаются на работы лица и для этого необходимы средства. Однако, если вопрос идет о предвыборных взятках, я всегда был против этого. Это не приемлемо для меня. Для победы в выборах, конечно, политическая сила должна иметь авторитет, в партии должны быть политические авторитеты, партийные лидеры. К сожалению, в Армении дело пока обстоит несколько иначе. В партиях есть всего один лидер.
А чтобы кандидат в парламент победил по мажоритарной системе, в первую очередь необходимо, чтобы он был принят обществом, его знал электорат. У нас постепенно на первый план выходит идеология, но при этом не маловажна и благотворительность. Кандидат в депутаты должен заниматься и благотворительностью, и быть образованным, иметь финансовые средства. В парламенте по мажоритарной системе избирается 41 депутат, и мне кажется, что в Армении есть столько людей, обладающих всеми этими качествами.