Шедевры Карла Фаберже имеют огромный успех

Раздел: Выставки
03 мая 2006 г.

Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева вот уже целый месяц осаждают те, кто интересуется искусством, от профессионалов и тонких ценителей до любителей: ведь в зале музея открылась выставка “Фаберже: утраченный и обретенный”.

Солидные взрослые, молодежь, студенты, школьники начальных классов — группами, классами и в одиночку они стоят перед входом в музей в очереди, покупают билеты и поднимаются на второй этаж.

Здесь, в тишине, нарушаемой лишь голосами экскурсоводов, в отдельных персональных витринах, освещенные крошечными прожекторами, на темном бархате возлежат шедевры, от которых трудно отвести взгляд. Посетители подолгу рассматривают каждую вещь, читают таблички с надписями, восхищаются и осторожно ступают дальше.

Как рассказала на встрече с журналистами заместитель директора музея по науке Татьяна Огородникова, выставка имеет огромное социальное значение: ведь не каждый в наше время имеет возможность увидеть шедевры искусства в столичных музеях. И вот экспозиция сама прибыла в Иркутск, и знакомство с ней вполне доступно иркутянам, ведь цены на билет более чем скромные.

Карета меньше, чем яйцо

- Выставка имеет и огромное воспитательное и образовательное значение, — продолжает Татьяна Петровна. — Искусствоведы, которые проводят экскурсии, много говорят о любви, о яйце как философском и художественном символе в христианстве и в искусстве. Яйцо — основа жизни, надежды, символ воскрешения. Разговор то и дело переходит и в исторический аспект, ведь экспонаты связаны с различными событиями в жизни России, императорской семьи. И наконец, трудно переоценить эстетическое воздействие выставки на зрителя. Эти великолепные предметы от самой, как сейчас бы сказали, престижной фирмы — Карла Фаберже — вдохновляют и восхищают сотни и тысячи людей.

Действительно, каждое изделие фирмы Карла Фаберже — образец законченного произведения искусства: есть концепция, есть мастерское исполнение, и все в целом делает каждую вещь уникальной. Вот яйцо “Лавровое дерево”: огороженное миниатюрное дерево, цветущий лавр. Тонко вырезанные листья с нежными цветками образуют крону овальной формы, вглядевшись в которую сибиряки не без гордости отмечают: “Нефрит! Наш камень”...

Потрясает яйцо “Коронационное” — пасхальное яйцо, подаренное императором Николаем II супруге Александре Федоровне в 1897 году. Любопытно, что в комплексе с яйцом, украшенным многочисленными изображениями царской короны, выставлена миниатюрная карета, принадлежавшая царствующей чете. На Пасху следующего года император подарил супруге яйцо “Ландыши”, изумительной красоты изделие: крупное (20 см) яйцо на подставке и с тремя портретами (Николай II с детьми) действительно осыпано рукотворными ландышами. И наконец, яйцо “Весенние цветы” — состоящее из двух половинок, створок, полых внутри. Они раскрылись, и в центре обнаружился миниатюрный букет лилий в корзине. Вся композиция в целом повторяет форму царской короны.

Невозможно описать все экспонаты — не хватит слов выразить красоту замысла и исполнения. Материалы соответствующие, поистине царские: золото, платина, алмазы, рубины, жемчуг, горный хрусталь, цитрины, эмаль:

Иркутяне побивают рекорды

Стоит ли удивляться, что ежедневно музей посещают до 1700 человек, а по числу посетителей в течение месяца иркутский музей побил рекорд музея Екатеринбурга. У нас выставку Карла Фаберже посмотрели уже 42 700 человек. Казалось бы, многие уже утолили любопытство и теперь поток посетителей мог бы схлынуть. Но интерес к шедеврам не угасает, и желающих увидеть экспозицию, как показывает реальность, не становится меньше. “Мы очень рады, что в Иркутске есть очередь и что это очередь не в гастроном за колбасой, а в музей за произведениями искусства”, — говорит главный специалист Восточно-Сибирского управления Росохранкультуры Светлана Анчутина.

Почему отвернулся император Александр?

Светлана Анчутина представляет ту фирму, что отвечает за безопасность ценнейшей коллекции. И конечно, многих интересует, надежно ли ее пребывание в Иркутске.

Как рассказали на встрече Светлана Анчутина и уполномоченный фонда “Связь времен” Юрий Багаев, сохранность шедевров ювелирного искусства обеспечивается новейшими современными средствами. В зале ведется постоянное наблюдение, дежурят сотрудники охраны: Так что есть все основания надеяться, что все пройдет благополучно. Правда, забавные казусы были. Однажды сотрудники обнаружили, что у вазы-кубка “Орел” сдвинулась табличка, в другой раз — что миниатюрный бюст Александра III развернулся на 180 градусов и “зашел” за часы, находящиеся в этой же витрине: Удивительный случай объяснялся просто: здание музея находится вблизи от оживленной магистрали, от движущегося транспорта возникает едва заметная вибрация, на что некоторые экспонаты начинают чутко реагировать:

Вернуть экспонаты на место — дело непростое, это сложная процедура. Создается комиссия, выставляется охрана, снимаются пломбы и т.д. И только после многих манипуляций специальный сотрудник дрожащими руками может подвинуть сокровище в нужное положение. Вот как, оказывается:

Спасибо Карлу Фаберже, спасибо Виктору Вексельбергу!

Выставке предшествовала колоссальная организационная работа. С 2005 года велись переговоры, составлялись протоколы о намерениях, договоренности и договоры сторон: В этой цепочке было связано несколько звеньев, от владельца коллекции Виктора Вексельберга до руководства иркутского музея, включая Росохранкультуру и Иркутскую таможню: Но вот наконец шедевры прибыли на место и расположились на бархатных подушечках, их осматривают, ими любуются. И теперь работники всех этих взаимосвязанных структур могут констатировать: опыт организации подобных выставок есть, можно продумывать следующие.

И планы такие музеем, действительно, составляются. Но это будет темой для других пресс-конференций:

Любовь Сухаревская

[ babr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->