Рекордные цены на серебро на мировом рынке — только в начале 2006 г. рост составил 23% дают большой стимул для развития российских добывающих и перерабатывающих компаний. В последние год-два отмечается их резкий интерес к этому металлу. Так, после относительного застоя, в этом году созданы три геологоразведочные экспедиции — две крупнейшим игроком на отечественном «серебряном» рынке МНПО «Полиметалл» и одна компанией «Бурятзолото», которые ведут работы на новых площадях в Магаданской области, Хабаровском крае в районе Охотска и в Якутии в районе Верхоянска. В этом году уже планируется начать освоение месторождения Арылах в Магаданской области с запасами 23 млн. тройских унций серебра, а первый металл получить в начале 2007 года. Однако специалисты сетуют на несовершенство российского законодательства, которое негативно влияет на перспективный растущий рынок.
Доля российской добычи и производства серебра в общемировом объеме невелика. В 1999 г. в мире было добыто около 17 тыс. т. металла, в 2005 г. более 20 тыс. т., то есть рост составил почти 15%. В России в 2000 г. производилось более 600 т. «белого» драгметалла, а в 2005 г. уже около 1,3 тыс. т., но все равно это примерно 6,6% от общего объема производства металла на всем рынке. Пока российское серебро на мировой рынок серьезного влияния не оказывает, однако эксперты полагают, что с учетом возможности перспектив добычи, производства и потребления ситуация может измениться. Свои ожидания они, впрочем, связывают не с экспортом, хотя не сбрасывают его со счетов, а с внутренним потреблением на нужды промышленности, ювелирного производства, средства накопления и финансового инструмента.
Серебро в настоящее время стал одним из самых спекулятивных драгметаллов. Его нынешняя динамика вводит в заблуждение даже таких зубров рынка, как американский инвестбанк JPMorgan Chase & Co., прогнозировавший стоимость тройской унции серебра в 2006 году в 6,7 долл. по сравнению с 7,1 долл. в 2005 г., и швейцарский UBS AG 5,75 долл. В целом эксперты считали, что «психологический барьер» 10 долл. за унцию — серебро возьмет где-то к 2010 году, но это случилось уже в марте 2006-го. Тогда же главный мировой «серебряный» спекулянт американский миллиардер Уоррен Баффет назвал новую «историческую веху» 15 долл. за тройскую унцию в течение 2006 года, но уже 11 мая цена серебра на срочном рынке достигла 15,2 долл., максимума за последние 26 лет. Хотя аналитики резонно замечают, что серебро, в отличие от «государственно значимого» золота пугливо и неустойчиво, его рынок достаточно узок в части биржевых спекуляций и его легко вывести из равновесия любой интервенцией — скупкой или продажей, спрос и рост цен пока стимулируют закономерный интерес, которым грех не воспользоваться и государству, и компаниям, и гражданам.
Всплеск цен, самый значительный с конца 70-х годов прошлого столетия, аналитики связывают с промышленным производством — радиоэлектроника, электротехника, фотография и т.д., и спекуляциями британского банка Barclays PLC, намеревающегося «аккумулировать» 50 млн. унций при годовом объеме потребления серебра в мире около 350 млн. унций. В то же время одной из причин серебряного мирового бума эксперты называют повышенный спрос ювелирных фирм, который добытчики с переработчиками полностью удовлетворить не в состоянии. Интересно, что с ними солидарны российские специалисты относительно внутреннего рынка. Так, потребление серебра в РФ растет примерно такими же темпами, как и ювелирный рынок — основной потребитель серебра и золота примерно 25-30% в год. Но вот тут и всплывают серьезные проблемы. В последние годы был принят ряд законодательных решений в части акцизов на ювелирные изделия, которые положительно повлияли на рынок и соответственно потребление серебра, зато негативно сказывается необходимость обязательного клеймения любого серебряного изделия, так же как и золотого. Серебро вообще, по-хорошему, клеймить не надо, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» председатель Союза золотопромышленников РФ Валерий Брайко. Скажем, зачем клеймить изделие весом 1-2 грамма изделия, стоящее до сотни рублей, возмущается он, «тут одних забот, не говоря о цене этого процесса, больше, чем стоимость самого изделия».
Госмонополию на клеймение ювелирных и других бытовых изделий из серебра власти резонно мотивируют защитой потребителя от подделок, но ювелиры парируют тем, что они сами заинтересованы в честном производстве и в состоянии обеспечить его собственным «знаком качества» личным клеймом изготовителя. Власти же не хотят выпускать из рук высокодоходный бизнес, хотя это тормозит развитие ювелирного рынка. Кроме того, производственники за внесение в УК жестких наказаний за фальшивое клеймение и т.д. Соответствующие предложения от Ассоциации «Гильдия ювелиров России», поддерживаемые депутатами Госдумы и Пробирной палатой, ушли в правительство, но пока безответно. Также до сих пор остается открытым вопрос, с отменой 18% НДС на покупку физлицами драгметаллов, хотя президент РФ Владимир Путин еще в ноябре 2005 года на встрече с золотопромышленниками в Магадане поддержал их в этом и «озадачил» Минфин и МЭРТ. Но, судя по всему, Минфин фактически «задробил» отмену или снижение НДС при продаже драгметаллов населению, считая, что они могут накапливать сбережения, оставляя купленные слитки в сертифицированных хранилищах банков, когда НДС не взимается. Или же могут открывать так называемые металлические счета. Тем самым, финансовое ведомство стимулирует россиян вкладывать деньги в банковскую систему, с одной стороны правильно, но на рынок драгметаллов влияет негативно, так как многие потребители хотят, пока еще традиционно, хранить золото и серебро дома. И не желают переплачивать. В то же время использование серебра населением в виде слитков или ювелирных изделий, как альтернатива неустойчивым валютам, — большой потенциал для развития рынка. Как заметил аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин, серебро, как средство накопления, не избежало судьбы золота
Но не все эксперты согласны с тем, что запросы ювелиров определяют спрос на серебро в России. В ювелирной промышленности потребление серебра действительно растет, но нельзя сказать, что эта тенденция превалирует на рынке, считает генеральный директор ООО «Оптимер» Владимир Гришин. Не менее активны потребители из сферы промышленного производства. Особенно бурно сегодня развивается кабельная промышленность, где потребление серебра очень высоко. Цифровые технологии если и повлияли на использование серебра в фотобизнесе, то не сильно. Там объемы закупок этого металла тоже достаточно высоки. Рост производства серебра в РФ также связывают с дальнейшим развитием вторичной переработки — лома и отходов промпроизводства. По оценкам Минприроды, на переработку серебра в РФ пока приходится около 2% от всего внутреннего объема, тогда как в США — 35%, а в мире — более 20%. Это вызвано ужесточением требований к переработке отходов и развитием технологий, позволяющих его более эффективно использовать. Правда, Владимир Гришин считает рост вторичного воспроизводства проблематичным, так как электронная промышленность практически перестала потреблять драгметаллы. В значительной степени это вызвано резким сокращением военных заказов, закрытием крупных электронных заводов, а также импортозамещением многих приборов и агрегатов, имеющих электронную начинку. Правда, «лишние» объемы металла, невостребованные внутренним рынком, производственникам сейчас уже выгодно экспортировать, так как велик спрос на серебро в странах Юго-Восточной Азии, а основные центры добычи находятся как раз на Дальнем Востоке страны. Экспорту также способствует либерализация законодательства, разрешающая производителям драгметаллов прямой выход на внешний рынок.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.