Последние работы по реконструкции. Уже в конце апреля обновленная «Золотая кладовая» Спасо-Евфимиевого монастыря примет в своих залах первых посетителей. Теперь произведения искусства можно будет рассмотреть в деталях. Для некоторых экспонатов специально поставлены линзы.
Сокровища для Суздальской кладовой собирали более полувека. Такой коллекцией драгоценностей, датированных 11-13 веком, может похвалиться далеко не каждый музей России. Впервые «Золотая кладовая» появилась в путеводителях Суздаля в 1977 году. Это всегда была самая посещаемая экспозиция в Спасо-Ефимиевом монастыре до 600 человек в день. В августе прошлого года ее закрыли на реконструкцию. Теперь здесь больше света, при этом освещение стало более деликатным. Есть возможность подробно рассмотреть ювелирные шедевры.
Марина Быкова, заведующая отделением древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Продумывая свет, мы решили сделать его для маленьких предметов боковым, чтобы выявить рельефы этих произведений. На нижней части витрин вынесено воспроизведение наших вещей, чтобы все посетители смогли увидеть их в подробностях».
Только очень богатые граждане в средние века могли себе позволить золотые и серебряные украшения. Три золотых браслета 11-го века, проба «три девятки». Откуда в древней Руси золото и серебро? Ведь добычу драгметаллов в России начали только в 17-м 18-м веках.
Марина Быкова, заведующая отделением древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Его привозили из-за границы, из западной Европы, с востока в виде слитков, а так же в виде монет. Очень часто переплавлялись старые серебряные вещи и из них делались новые произведения».
Кованая серебряная водосвятная чаша сокровище 16-го века. По венцу предостерегающая надпись: «Проклят будет тот, кто попытается чашу украсть». Оклады, камеи, нагрудные иконы и золотое шитье на покровах. Серебряными были даже пуговицы. Работа ручная, ювелирная. Но эти предметы продавались тогда не поштучно, а на вес. В золоте и серебре все предметы церковной утвари. Церковь вплоть до 18-го века оставалась для ювелиров главным заказчиком.
В новых интерьерах не только изменился внешний антураж. Здесь появились предметы столового серебра из богатых дворянских усадеб. Только в «Золотой кладовой» можно попытаться представить, как это «есть на серебре».