Золото и эмаль, Европа 1900-е,
Частная коллекция
Когда речь идет о любимом мужчине в контексте 23-го февраля, в изумрудной дымке и алмазных блестках воображения видится самый гламурный и амурный подарок одновременно.
Лет двести назад проблем не было. Выбирай, что хочешь — от бриллиантовых пряжек на туфли до заколок для парика. Ведь тысячелетиями мужчины украшались более пышно, чем женщины. Даже если не акцентировать внимание на таких истинно мужских украшениях, как шикарный футляр для фаллоса, который еще в ходу у некоторых африканских племен, количество драгоценных камней, "рассыпанных" по мужским костюмам, долго превосходило женскую одежду. В том числе и на запонках, которые вначале были пуговицами. (Правда, съемными. И не на манжетах, а на полочках рубашки.) Их полагалось вынимать перед стиркой.
Но в XVII веке все изменилось. Один смышленый казанова, торопясь покинуть спальню возлюбленной до появления ее ревнивого мужа, неожиданно для себя скрепил кружевные края рукавов застежками для воротника.
Позже пуговицы для манжет стали парными, к тому же соединенными короткой цепочкой. А в 1684 г. в журнале London Gazette было официально объявлено о появлении cuff buttones или button de manchette (франц.). Пуговицы для манжет, или запонки, оценили не только ловеласы всех стран, но и граждане с высоким облико морале. И все тяготели к застежкам, украшенным драгоценными камнями и цветными эмалями. У денди пользовались популярностью сентиментальные аксессуары с реалистичными портретами любимых собачек и двоюродных тетушек.
Запонки XIX века поскучнели и, в массе, подешевели. Еще бы! Джордж Клеменс из Нью-Йорка наводнил мир незатейливыми украшеньицами в виде гантелей — за 25 центов. (Для сравнения: запонки от Тиффани стоили от 30-300 долларов). Хитроумный янки штамповал эти штуки из металлического листа на списанной машине для производства патронов!
Это безобразие продолжалось до тех пор, пока в 1901 году Эдвард VII не сел на английский трон. Он показал модникам всего мира отточенную элегантность и небывалую смелость, появившись на модном курорте в Мариенбаде в запонках от Фаберже. Ярко-красное эмалевое поле, усыпанное рубинами и бриллиантами, потрясло даже самых эпатажных господ.
Золото эмаль и рубины, Дэвис Вебб 1980-е,
Коллекция Джона Дэвиса
Постепенно и самые пугливые набрались смелости, особенно когда спустя 30 лет в моду вошел белый утренний смокинг. Запонки, переливающиеся цветными огнями, смотрелись с ним так шикарно! Среди президентов государств и корпораций считалось хорошим тоном подарить изысканную пару послам иностранным государств, отличившимся служащим и постоянным клиентам.
Этот мужской аксессуар становится респектабельным интимным подарком с тех пор, как в 1935-м году бодрая американская вдова Уэллис Симптсон заказала запонки мэтру Картье на Нью Бонд-стрит в Лондоне. Они представляли собой инициалы ее возлюбленного, выложенные бриллиантами в платине: E и W (Edward, the prince of Wales, — Эдуард, принц Уэльский).
На обратной стороне запонок был выгравирован девиз "Сохраняй твердость". Год спустя король Эдуард VIII выполнил завет любимой: отказался от трона и женился на милой Уэллис. Всю оставшуюся жизнь, осыпая жену драгоценностями, герцог Виндзорский сам носил лишь пару колец и подаренные ею запонки.
В 1950-е застежки для манжет упрощаются и становятся "быстрыми", а в "джинсовые" 60-е исчезают из моды совсем. Только в эпоху Рейгана в США появилось новое поколение — яппи — способное оценить изысканную элегантность любовно собранных предками коллекций аксессуаров для манжет.
Сегодня королями запонок слывут итальянские ювелиры братья Вилла. Они считают, что у джентльмена запонок должно быть много и самых разных. Кроме традиционных моделей геометрических форм, в коллекции серьезного мужчины могут быть забавные вещицы, к примеру, золотые мышата с сыром, слоники, совята и, конечно, "веселый Роджер". Потому, что все взрослые мужи когда-то были мальчишками и мечтали о пиратских приключениях.
Золото, Америка 1960-е, Коллекция Брук Шилдс
Любительницы экстремального эксклюзива могут заказать для любимого аксессуар со своим собственным портретом. Подобные делали в XVIII веке. На сохранившейся паре, принадлежавшей неизвестному немецкому ветренику, изображены четыре разные дамы, а тут вы одна. В четырех ракурсах. Единственная и неповторимая.
Что бы вы ни собрались подарить, главное помнить, что мужчине намного труднее, чем вам, найти свою индивидуальность.
Только прочувствуйте: часы, перстень, запонки да зажим для галстука, который из моды вышел и не вернулся,- вот и все дозволенные украшения! Но именно она, индивидуальность, и является главной чертой нового тысячелетия. Поэтому дарите правильные аксессуары!