В развитии интернета Россия отстает от Европы не более чем на год и на 2-3 года от США, где интернет давно стал стратегическим ресурсом. Получение и размещение информации в глобальной сети – это абсолютно реальный способ экономии и зарабатывания денег. Стоит присмотреться к заморскому опыту, и сделать выводы, так как через несколько лет российские ювелиры полностью почувствуют на себе все то, что дает и то, чего лишает информационный “эфир”.
Приблизительный оборот американского розничного ювелирного рынка по оценкам специалистов составляет 60 миллиардов долларов в год. Исследования показывают, что покупка в интернете завоевывает все большее количество потребителей.
Из результатов исследования электронной коммерции, проведенного в июле 2003 года компанией Forrester Research, следует, что ежегодная розничная торговля ювелирными изделиями и предметами роскоши к концу 2005 года достигнет 3,6 миллиардов долларов, и предполагается, что цифра будет почти удвоена до 6 миллиардов долларов к 2008 году.
Лидер продаж в этой категории компания Blue Nile продолжает расти быстрыми темпами, сообщая о 43,8 миллионах долларов чистых сумм продаж во втором квартале 2005 г., что выше на 25,1% второго квартала 2004 года. Компания предполагает, что цифра в течение 2005 года достигнет 212 миллионов долларов.
Компания Odimo (управляющая сайтом Diamond.com и другими ювелирными сайтами) сообщила, что чистые продажи в первой половине 2005 года выросли на 16,9% и достигли 24,2 миллионов долларов. Whiteflash, частный розничный продавец, не обнародовал конкретных цифр, но администратор компании Деби Векслер утверждает, что рынок растет примерно на 40-50% ежегодно.
Теперь перейдем к мастодонтам eBay и Amazon.com. По мнению Энну Полетти, директора отдела ювелирных изделий и часов, eBay ежегодно продает на сайте ювелирные изделия приблизительно на 1,6 миллиардов долларов.
В этом году Amazon уже начала продавать в интернете бриллианты, и теперь на своем сайте дает покупателям возможность подобрать кольцо с бриллиантами.
Кроме розничных интернет-продавцов в интернете уже присутствуют основные розничные сети и дисконтные продавцы. Розничный гигант Wal-Mart и его ювелирные собратья Zale Corp и Tiffany & Co. так же продают в интернете бриллианты, в августе Tiffany запустила в Канаде коммерческий торговый сайт. Компания включила продажи в сети в свой прямой торговый оборот, который в первом квартале вырос на 12% и достиг 41 миллиона долларов. По словам Линды Баклей, вице-президента Tiffany по связи с общественностью, 14% этих продаж были произведены через интернет и каталоги.
Однако, несмотря на недавний рост продаж ювелирных украшений в интернете, эксперты говорят, что у розничных продавцов нет никакой необходимости бить тревогу. Только около 5% покупок бриллиантов идут в интернете, говорит Леонид Чарний, основатель портала Pricescope.com, в том числе публикующего инфомацию о ценах на бриллианты.
Основные розничные торговцы, такие, как Tiffany & Co., все еще полагают, что большинство потребителей хотят сами совершать столь эмоциональные покупки, как ювелирные изделия. По словам Баклей, компания ограничила свой растущий интернет-бизнес бриллиантовыми серьгами, ожерельями и браслетами.
“В интернете мы не продаем обручальные кольца”, говорит она. “Мы воспринимаем эту покупку, как одну из самых эмоциональных, которую делает человек. Покупатели любят приходить и рассматривать камень, консультироваться у профессионального продавца.”
Тем не менее, розничные продавцы, которые игнорируют растущее воздействие интернета на их бизнес, могут дорого заплатить за это и вообще перестать существовать. Лозунг, заимствованный у De Beers: “интернет это навсегда”.
Не только покупателю стало удобнее покупать в интернете: сильным изменениям подверглась инфраструктура ювелирной промышленности, вся сверху донизу.
“Чтобы остаться на плаву, несколькими оптовыми интернет-продавцами была предложена программа “Выбор поставщика бриллиантов”, направленная на оптимизацию канала сбыта бриллиантов”, на условии анонимности сообщил бизнесмен, находящийся в Нью-Йорке. Этот оптовик поставляет бриллианты розничным интернет-торговцам, и имеет свою долю в обычном розничном предприятии.
Настоящий ход событий особенно сильно бъет по розничной торговле, когда выясняется, что она конкурирует с собственными поставщиками. Оптовики утверждают, что рынок делает это неизбежным. И несмотря на то, что розничные продавцы говорят, что не будут пользоваться услугами поставщиков, которые продают в интернете, налицо противоположная реальность.
“Практический результат то, что мы вступили в совсем новую эпоху, поскольку существующие сети поствок бриллиантов и старые правила, которые были 25, 30 или 40 лет назад, уже не работают”, сообщил президент ассоциации ювелиров Иллинойса Тэрри Дэвис, владелец Towne Square Jewelers. “В конечном счете, производители начинают продавать определенный ассортимент изделия прямому покупателю потому, что таким образом продавать проще и быстрее.”
По мнению Дэвиса, чаще всего это будет происходить при продаже крупных камней.
“Если у вас есть каталог больших бриллиантов, и ваши конкуренты продают восемь или 10 камней в неделю в интернете, а вы сидите и ждете розничного продавца, то в конечном счете вы придете к такому же решению.”
Есть некоторые поставщики, которые придерживаются собственной линии и даже развивают программы, которые дают преимущества местным ювелирам. Компания Super Bell, находящаяся в Лос-Анджелесе, осуществляет продажи через портал JewelryClubhouse.com, сайт типа “продавец-покупатель”, и приводит своих интернет-пользователей к местным розничным продавцам, участвующим в программе.
Филадельфийская G.N. запустила сайт DiamondDestiny.com, работающий по такому же принципу – это мост, который соединяет покупателей в интернете со магазинами продавца.
Ценовое преимущество – серьезная причина для покупателя сделать дорогостоящее приобретение в интернете, и она является явным первичным побуждением. По утверждению Гассмана, валовая прибыль Blue Nile в в 2004 г. была 22,2%, в то время как Odimo – 28,9%. Согласно коммерческим опросам Jewelers of America, в 2004 г. валовая прибыль типичного независимого продавца, занимающегося только бриллиантами, составляла 39,7%, в то время как валовая прибыль типичного независимого продавца драгоценностей с бриллиантами была 48,9%. Вдобавок маржа Blue Nile и Odimo на порядок меньше, чем у некоторых других сайтов.
“Проценты, которые берут эти компании, совершенно не вписываются в привычную концепцию, так как наценка измеряется числом порядка единиц процентов,” говорит Билл из Pearlman’s Jewelers.
Продолжение в следующем номере
Ювелирные Известия