28 июня на крупнейшем в Европе алмазном месторождении имени Ломоносова состоится событие, которого ждали четверть века: запуск первой очереди горно- обогатительного комбината - обогатительной фабрики. Это означает, что уже в нынешнем году компания "Севералмаз" даст на-гора первую партию продукции - беломорских алмазов, в существовании которых скептики давно успели разувериться.
Предваряя открытие фабрики, мы обратились к людям, непосредственно связанным с "алмазным" проектом, - одному из первооткрывателей месторождения Анатолию Федоровичу Станковскому, стоявшему у истоков открытия спикеру областного парламента Виталию Сергеевичу Фортыгину, первому вице-президенту ОАО "Севералмаз" Евгению Павловичу Валуеву, президенту ОАО "Севералмаз" Геннадию Федоровичу Пивеню и губернатору Архангельской области, члену наблюдательного Совета ОАО "Севералмаз" Николаю Ивановичу Киселеву. Перед вами - прямые, короткие, а оттого вдвойне ценные выдержки из интервью.
Анатолий Станковский:
"Секретная сенсация"
- Когда на заседании Северо-Западного геологического объединения было впервые заявлено о том, что под Архангельском найдены кимберлиты, зал ахнул. Нам не верили. В геологическом отношении это были сенсационные материалы - даже несмотря на то, что еще в 30-х годах геологи Северного управления во главе с Николаем Кольцовым выявили трубки взрыва на Онежском полуострове. Про Беломорско-Кулойское плато, где, как выяснилось позже, "пряталось" Ломоносовское месторождение, мы шутя говорили: размер - Молдавии, в том смысле, что в Молдавии на тот момент (шел 1974 год) работало 16 геологических экспедиций, а у нас - одна группа, 12 человек. При этом коллектив был замечательный. К нам шли, невзирая на понижения в должностях и окладах.
Само слово "алмаз" считалось сверхсекретным. Хотя до нас, конечно, доходили публикации из английских и американских журналов, в которых наши тайны расписывались до мелочей. Порой там встречались подробности, неизвестные даже для нас!
Первая трубка месторождения - Поморская - была обнаружена в феврале 1980 года. Однако лично я считаю, что настоящий день рождения месторождения состоялся 19 июня 1987 года. В этот день Государственная комиссия по запасам СССР утвердила наш отчет по запасам. Пока нет утвержденных запасов, нет и месторождения.
Виталий Фортыгин: "Вертолеты над городом"
- Когда на Зимнем берегу геологи Анатолий Станковский, Елисей Веричев и их коллеги обнаружили первые выходы кимберлитов на поверхность, это была огромная удача. Такая бывает одна на несколько поколений. Но и до этого открытия, и после него путь к беломорским алмазам был трудным. В отличие от Якутии в Архангельской области все кимберлитовые трубки перекрыты очень большими массивами четвертичных отложений и найти их обычным геологическим путем чрезвычайно сложно. Требуются специальные методы и технологии. Ни и они отнюдь не гарантируют успех. Судите сами. Первая же пробуренная нами аномалия привела к открытию трубки Поморской, мы из нее сразу подняли 39 алмазов. После этого пробурили еще двадцать аномалий и ни одной трубки не нашли. А если называть все трубки месторождения по порядку открытий, то за Поморской следуют трубка имени Ломоносова, Пионерская, Архангельская, Карпинского-1 и Карпинского-2.
В ходе дальнейшей геологоразведки мы применяли два метода. Первый метод - шахтный, к внедрению которого подключалось предприятие Первого главка, которое занималось ураном в северном Казахстане. Для того чтобы обустроить шахту на трубке Поморской, нужно было завезти три тысячи тонн груза. Дороги тогда не было, поэтому многие горожане, наверное, помнят, как над Архангельском летели вертолеты с балками и оборудованием.
Второй метод, оказавшийся более эффективным, разработан архангельскими геологами. Мы применили бурение скважин большими диаметрами. Вскоре после этого таким же способом шла разведка на алмазном месторождении в Канаде. Но мы были первыми в мире!
Евгений Валуев: "Иначе и быть не могло"
- Эпопея "Севералмаза" в 90-е годы известна всем. Повторяться нет смысла. По восемь месяцев люди сидели без зарплаты, за свой счет ездили в командировки. Когда мне пришлось полгода провести в Москве, утрясая в министерствах бюрократические формальности, жить пришлось в общежитии - на гостиницу просто не было денег. Но сомнений в том, что комбинат на месторождении будет, у нас не возникало. Все проблемы считали временными. Иначе и быть не могло - такая уверенность шла от понимания, что месторождение будет востребованным. Как видите, мы не ошиблись.
Геннадий Пивень: "Вчера и сегодня"
- В октябре 2002 года меня пригласили сюда как эксперта. Тогда на месте карьера была огромная лужа, в которой плавал земснаряд. Проводили эксперименты: какой проект использовать - подземной добычи, гидродобычи или открытой добычи. В итоге "Инвестиционная группа "АЛРОСА" приняла волевое решение и на свой страх и риск утвердила один из проектов, согласовала его на всех уровнях и закупила технику. Начали строить. Сегодня все готово к запуску. С июля мы начинаем добычу руды, а с августа - реализацию сырья, то есть алмазов. Программа прописана в финансовом плане страны.
Наш проект по экологической безопасности не идет ни в какое сравнение с деятельностью общеизвестных местных гигантов. Получены все экспертизы, которые только имеются в нашей стране. Мы, к слову, их прошли без замечаний. Отдельная тема - строительство руслоотвода реки Золотица. Затраты огромные. Такой величины канал, что пароходы можно заводить. Реку мы сохраним.
Николай Киселев:
"Надежное будущее"
- Мы шли к этому дню очень долго. Однако с открытием ГОКа получаем алмазодобывающий комплекс, аналогов которому нет в Европе. Помимо роста поступления налогов деятельность "Севералмаза" в регионе непосредственно связана с созданием рабочих мест, развитием нового производства, активным участием в социальных программах. Стоит отметить, что еще до запуска обогатительной фабрики компания "Севералмаз" серьезно помогала Архангельской области, в частности Приморскому району, реализуя социальные проекты и поддерживая население. Убежден, что в будущем наше сотрудничество станет еще более слаженным и конструктивным.