Текст: Ирина Малкова Фото: CI
«Норильский никель» ведет переговоры об объединении своих золотодобывающих активов с седьмым в мире золотодобытчиком – канадской Kinross Gold. Kinross уже имеет листинг на биржах в Торонто и Нью-Йорке, поэтому слияние для золотого подразделения «Норникеля» будет означать автоматический выход на международные рынки капитала.
Во вторник поздно вечером стало известно, что компания «Норильский никель» проводит переговоры об объединении ЗАО «Полюс» (управляет золотыми активами «Норникеля». – Газета.Ru) с канадской корпорацией Kinross Gold. В самих компаниях от комментариев по этому поводу пока воздерживаются, обещая разъяснить ситуацию в течение дня.
На рынке полагают, что переговоры об объединении с канадцами означают, что «Норильский никель» всерьез занялся рассмотрением вариантов скорейшего увеличения капитализации своего золоторудного подразделения.
Сделка с иностранным партнером, по мнению экспертов, будет означать процедуру так называемого обратного слияния, которая предполагает перевод золотодобывающих активов «Норникеля» на баланс Kinross, уже имеющей листинг на западных биржах, в обмен на мажоритарную долю в объединенной компании. В середине апреля «Норильский никель» официально заявил о создании на базе своих профильных активов «новой независимой золотодобывающей компании мирового масштаба». Под профильными активами имелись в виду золотодобывающая «дочка» «Норникеля» ЗАО «Полюс» и его дочерние компании, а также 20% акций южноафриканской компании Gold Fields.
Среди ближайших планов тогда называлось проведение листинга акций новой компании как на российских, так и на международных торговых площадках в минимально возможные сроки.
Reverse merger – обратное слияние — операция, при которой компания становится публичной путем слияния с уже существующей публичной компанией. Цель процедуры заключается в приобретении известных преимуществ публичной компании таких, например, как лучшие возможности привлечения капитала, но с гораздо меньшими, по сравнению с IPO, финансовыми и временными затратами.
|
|
Последнему условию, по словам аналитика ИГ «Атон» Тимоти Маккачена, как нельзя лучше отвечает сделка по обратному слиянию с любой компанией, чьи акции уже торгуются на международных биржах. «Традиционный выход на рынок через IPO займет у компании больше времени и средств, – отмечает эксперт. – Так, например, согласно российскому законодательству перед размещением ценных бумаг на иностранных биржах компания обязана сначала провести листинг в России».
Такого рода сделку «Норникель» первоначально собирался провести, объединив свои золотодобывающие активы с активами южно-африканской компании Gold Fields, 20% акций которой приобрел в 2004 году за $1,6 млрд. Но тогда слияние сорвалось – Gold Fields выбрала для объединения своих активов канадскую компанию Iamgold. Сделку Gold Fields с последней «Норильскому никелю», впрочем, удалось предотвратить, однако конечная цель дорогостоящей покупки акций южноафриканской корпорации так и не была достигнута.
Очевидно, теперь компания решила осуществить ранее намеченные планы, объединив активы с канадской Kinross. Эксперты полагают, что кандидатура была выбрана не случайно.
Kinross имеет богатый опыт операционной деятельности на российском рынке. Ее основные активы в России – магаданские месторождения Кубака, Цокольное и Биркачан. В начале года компания объявила, что намеревается свернуть бизнес в России по причине возможной неудовлетворительной окупаемости инвестиций, а также из-за «непредсказуемого налогового климата» в регионе. Налоговые претензии к канадской компании в размере 300 млн рублей появились у властей Магаданской области после того, как Kinross захотела увеличить свое присутствие в регионе, заявив о планах покупки сопки Кварцевая, запасы которой оцениваются в 17 тонн золота и 500 тонн серебра. Основной российский актив Kinross – месторождение Кубака – практически исчерпан. В 2004 году здесь было добыто около 3 тонн золота, хотя добыча еще в 2002 году составила 12,5 тонн.
«Объединение с золотодобывающей компанией «Норильского никеля» позволило бы компании продолжить деятельность в России», – считает Тимоти Маккачен. Вывод золотого подразделения в отдельную структуру и объединение ее активов с канадской компанией позволит решить первоочередную задачу повышения капитализации своего золотодобывающего бизнеса «Норникеля».
По словам аналитика, золотые активы «Норильского никеля» оцениваются в $3–4 млрд, занимая весомую часть общей капитализации компании (примерно $12 млрд), однако, оставаясь в структуре «Норникеля», на рынке они недооценены. Вячеслав Жабин из ИК «Брокеркредитсервис» отмечает, что пока не ясны детали готовящейся сделки, говорить о ее плюсах и минусах достаточно сложно. Однако, по словам аналитика, не исключено, что предпочтительней был бы вариант самостоятельного выхода золотодобывающей компании «Норникеля» на международные рынки капитала. Аналитик отмечает, что вывод активов на баланс канадской компании может привлечь внимание российских властей. На это же обстоятельство указывает начальник аналитического отдела «Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев. Эксперт напоминает о недавних волнениях Федеральной службы по финансовым рискам, вызванных размещением IPO на Лондонской бирже российской сети магазинов «Пятерочка»: российское ЗАО (при такой форме собственности оно вообще не имеет права выходить на биржу) зарегистрировало в Голландии Pyaterochka Holding, который теперь владеет всеми активами сети и провел первичное размещение. После чего глава ФСФР Олег Вьюгин пообещал ужесточить контроль над размещением IPO российских компаний с целью воспрепятствовать уходу капитала из России.
Впрочем, по словам Шехмаметьева, беспокоиться «Норникелю» пока рано, ведь одновременно с инициативами господина Вьюгина президент Путин высказывается за облегчение условий выхода российских компаний на международные биржи. Тимоти Маккачен также отмечает по этому поводу, что формально российским властям придраться не к чему: золотодобывающие активы «Норникеля» остаются в России, значит рабочие места будут сохранены, а налоговые отчисления, как и прежде, будут поступать в российский бюджет.