Ангольские алмазы, которые добывает АЛРОСА («Алмазы России - Саха» - на ее долю приходится около 25% мировой добычи) на руднике Катока, будут экспортироваться в Израиль, заявил глава компании Александр Ничипорук, сообщает ежедневная экономическая газета "Бизнес".
Продажей алмазов займется компания израильского предпринимателя Дана Гертлера, который поможет АЛРОСА разрушить многолетнюю монополию на экспорт ангольских алмазов другого израильтянина, одного из крупнейших диамантеров мира Льва Леваева.
Сделка предусматривает ежегодные поставки алмазов на $300 млн. АЛРОСА владеет 32,8% акций месторождения «Катока», Леваев - 18%. Однако госпредприятие Ascorp, в котором есть доля Леваева, занималось оценкой алмазов и контролировало почти 100% легального экспорта ангольских камней, объем которого в прошлом году составил около $650 млн. АЛРОСА, которая не могла экспортировать добытые алмазы напрямую, была вынуждена продавать их по ценам ниже рыночных.
В марте этого года Ангола отменила госмонополию на экспорт алмазов и среди прочих допустила к торговле камнями Sunland Mining - совместное предприятие АЛРОСА и Гертлера, племянника авторитетного израильского диамантера Шмуэля Шницера. Два года назад компания Гертлера DGI потеряла монополию на экспорт алмазов из Демократической республики Конго (ДРК). Но он и сейчас контролирует большую часть алмазопотока из Конго. Именно Гертлер помог АЛРОСА обойти Леваева, пишет газета.
Елена Ананькина из S&P считает решение АЛРОСА передать право реализации алмазов израильскому партнеру вполне естественным. «Большого опыта в торговле алмазами у компании нет, ведь АЛРОСА только в 2002 году получила право продавать алмазы на вторичном рынке», - отмечает аналитик. А Израиль, мировой центр огранки, в последнее время испытывает дефицит сырья. В том числе из-за того, что De Beers резко сократила число сайт-холдеров (привилегированных партнеров) в Израиле. Потеряла этот статус и компания Шницера: тем самым De Beers наказала его племянника Гертлера за экспансию на африканском направлении. И хотя De Beers ушла из Анголы в 2001 году, надежды вернуться не оставляла никогда.