Лев Леваев ослабляет контроль над российскими и ангольскими бриллиантами

Раздел: Драгоценные камни
04 мая 2005 г.

Вечером в прошлый четверг Лев Леваев встретился в иерусалимском отеле "Цитадель Давида" с российским президентом Владимиром Путиным. На встрече присутствовал главный раввин России Берл Лазар. Считается, что Берл Лазар близок к Путину и на хорошем счету у него, а также очень близок к Леваеву, являющемуся, помимо прочего, еще и председателем Федерации еврейских общин СНГ.

Ранее главный торговец бриллиантами сидел за одним столом с Путиным во время официального обеда, устроенного президентом Моше Кацавом в честь Путина. Кто-то, очевидно, совершил невинную ошибку, заключив, что у людей, работающих в одной индустрии, должны быть общие интересы. Таким образом Дэн Гертлер и Лев Леваев оказались на соседних местах.

Это случилось на следующий день после того, как глава алмазодобывающей компании "Алроса" Александр Ничипорук (сидевший во время официального обеда между Гертлером и Леваевым) объявил о новом партнерском договоре с Гертлером на ежегодное экспортирование бриллиантов стоимостью в 250-300 млн долларов с месторождения "Катока" в Анголе, что явно невыгодно Леваеву. Партнерское предприятие "Алроса" Dan Gertler Israel заменит собой партнерский договор, заключенный в прошлом году Леваевым с государственной компанией Анголы Sociedade de Desenvolvimento Mineiro (Sodiam). В итоге за столом атмосфера сгустилась так, что ее можно было резать ножом.

За круглым столом

За одним круглым столом сидели бывший президент Израильской алмазной биржи Моше Шнитцер и его внук Дэн Гертлер, который наступает на Леваева и угрожает его позициям как в связи с экспортом бриллиантов из Анголы, так и в отношении самой компании "Алроса". Рядом с ними сидел одетый в безупречный по европейским меркам костюм седовласый Ничипорук, могущественный представитель ближайшего окружения Путина.

В интервью, данном ранее Globes, Ничипорук отмел все сомнения, что равновесие сил изменилось и теперь Гертлер – основной партнер "Алросы" как в Анголе, так и в стратегически важной для компании Демократической республике Конго (Киншасе). Ничипорук сказал, что "Алроса" хотела сначала упрочить свои позиции в алмазной добыче в Конго, а потом в экспорте. "Алроса" готова оказать помощь государственному алмазодобывающему предприятию Конго Miba в повышении производительности и рентабельности.

Ничипорук также впервые сообщил, что Гертлер будет партнером "Алросы" в области добычи, сбыта и экспорта конголезских алмазов, а также в России. Следующая цель – экспорт половины продукции "Алросы" израильским торговцам бриллиантами. Что касается разрыва между "Алросой" и Леваевым, вызванного его собственным заявлением на этой неделе о партнерстве с Гертлером в деле экспорта ангольских бриллиантов, не выгодном Леваеву, Ничипорук в ходе интервью хранил дипломатическую сдержанность. С невозмутимым видом он тщательно избегал комментариев о новом соотношении сил, сформированном "Алросой" между Леваевым и Гертлером. Ничипорук сказал, однако: "Мы много лет были партнерами с Леваевым и некоторыми другими людьми. – И добавил: – Мы хотим, видеть своими партнерами разных членов Израильской алмазной биржи. Нехорошо создавать монопольные отношения".

Маски падают

Тем не менее Ничипорук сказал: "Мы считаем, что мы – хорошие партнеры, работающие совместно", игнорируя тем самым ущерб, который он наносит позиции Леваева. Однако в самом конце интервью с него полностью спала маска непоколебимой российской дипломатической прямоты. Это произошло, когда я спросил его о том, сколько бриллиантов импортировал из России Леваев на сегодняшний день, и упомянул, что в ответ на объявление о партнерстве компании "Алроса" с Гертлером в деле экспорта ангольских алмазов Леваев сказал, что он ничего не знает об этом соглашении и что от пятилетнего срока его контракта осталось еще четыре года.

Ничипорук сказал на это: "Никто не знает, сколько алмазов Леваев экспортировал из России, даже я. Я думаю, что такие вопросы лучше задавать самому Леваеву, но подозреваю, что и ему неизвестно точное количество. Почему? Потому что у него много путей экспорта алмазов из России". Ничипорук при этом усмехнулся, а его помощник рассмеялся.

В последующей беседе с Globes Леваев отклонил предположение, что это была резкая критика в его адрес. Он сказал, что Ничипорук всего лишь имел в виду, что Леваев покупал алмазы не только у "Алросы", но и получал их из других источников в России.

"Алроса" не является эксклюзивным экспортером алмазов в России. Каждый торговец алмазами может экспортировать 15% своих ресурсов, я покупаю по таким же правилам, – говорит Леваев. – У меня есть права на добычу в России, поэтому Ничипорук имеет в виду, что он может сказать, сколько алмазов мы покупаем напрямую от "Алросы", но не знает ничего об остальных".

Во время интервью стало ясно, что Ничипорук отлично понимает по-английски, но предпочитает отвечать по-русски. Человек, сопровождавший его во время интервью, вначале показался простым переводчиком, но потом он представился, и выяснилось, что он президент Алмазной палаты России Сергей Улин.

Ничипорук твердо заверил, что новое партнерское предприятие компании "Алроса" с Гертлером в Анголе, в котором принимает участие правительство Анголы, будет иметь эксклюзивные права на импортирование алмазов месторождения "Катока" в Израиль.

На вопрос "Как это совмещается с правами Леваева на импорт алмазов из Анголы?" Ничопорук ответил: "Только мы будем импортировать 100% алмазов из месторождения "Катока". Насколько мне известно, две компании не могут импортировать одни и те же алмазы". Другими словами, для Леваева места в этой картине нет.

Леваев сказал на это: "Я думаю, что в последующие месяцы ситуация прояснится. Официальное решение еще не принято. Только правительство Анголы решит, кто будет импортировать алмазы месторождения "Катока".

Хорошие партнеры

В центре этой конкуренции стоят ангольские алмазы, стоимость которых на экспортном рынке оценивается в 1 млрд долларов плюс еще 500 млн долларов от контрабандных вывозов. Ожидается, что месторождение "Катока" повысит свою производительность до 6 млн карат в год, стоимость которых равна 450-500 млн. За пять лет производство может вырасти до 1 млрд.

Леваев отрицает, что его отказ признать соглашение "Алросы" с Гертлером равноценен объявлению войны компании. Несмотря на все эти события и заявления Ничипорука, Леваев настаивает: "Наши отношения с "Алросой" и Анголой никак не пострадали. Мы не потеряли ни одной сделки, и мы – хорошие партнеры".

В том, что касается Аркадия Гайдамака, испорченные отношения с которым считаются важной причиной ухудшения отношений Леваева с "Алросой" и Путиным, Ничипорук сказал: "Гайдамак помог продвижению "Алросы" в Анголу, что создало предпосылки для партнерства с Гертлером". Он добавил, что появившиеся ранее за границей слухи о Гайдамаке, который является представителем России в Анголе, не повлияли на отношения с ним.

Ничипорук сказал также, что общая выработка алмазов в России в этом году составит 3 млрд в год, и это на 20% больше, чем в 2004 году, причем сюда входит и добыча алмазов в Анголе компанией "Алроса". В этом контексте проникновение компании "Алроса" в Африку представляет собой новую попытку компании вырасти до соперничества с De Beers Diamond Trading Company (De Beers), чья выработка в настоящее время равняется 6 млрл долларов в год.

Дэн Гертлер отказался дать свои комментарии по поводу этого сообщения.

[ inopressa.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->