"Информационное агентство Екатеринбургской епархии". В апреле 1765 года по ходатайству Академии художеств Российский Сенат учредил в Екатеринбурге Экспедицию изыскания цветных каменьев и мраморной ломки, во главе с генерал-майором Яковом Данненбергом.
Уральский гранильный промысел зародился вместе с основанием нашего города. Василий Никитич Татищев обращал на эту отрасль будущей уральской промышленности самое пристальное внимание. Он стремился к тому, чтобы население Екатеринбургского завода могло "не только присматриваться, но и по возможности применяться в искусстве ремесла".
Систематические исследования крупных месторождений цветного поделочного камня были начаты в нашем крае еще в первой половине XVIII века. Быстрое открытие залежей яшмы, родонита, а в особенности - мрамора, ускорило начало строительства фабрик по обработке камня: вблизи Екатеринбурга, в районе Полевского, Северского и Гороблагодатских заводов.
В 1726 году на Урал был откомандирован поручик Реф, с целью розысков и обработки камня. В Екатеринбурге, в одном из зданий, принадлежащих горному ведомству, была устроена небольшая фабрика по обработке декоративных камней.
Механик Никита Бахарев устроил на гранильной фабрике "для разрезывания и шлифовки... водяное действие". Он постоянно занимался совершенствованием механизмов по обработке камня на фабрике, в частности, реконструировал резной станок. Новые разрезные и шлифовальные станки для огранки драгоценных камней впоследствии создавал для фабрики и унтершихтмейстер (горный инженер) Иван Сусоров, ученик Никиты Бахарева.
В 1765 году президент Академии художеств И. И. Бецкой подал Императрице Екатерине II доклад, в котором предлагал послать на Урал экспедицию по розыску цветных камней, назначив ее командиром генерал-майора Якова Данненберга. Высочайшим Указом экспедиция была утверждена. Вместе с Данненбергом на Урал прибыло 30 мастеров Петергофской гранильной фабрики и два мастера-итальянца - братья Тортори, с которыми во Флоренции был заключен контракт на 3 года.
Особое внимание уделялось разработке мрамора в Горнощитском селении, поскольку этот камень требовался в больших количествах для строительства храмов, дворцов, административных зданий в Санкт-Петербурге и его пригородах. После открытия новых месторождений мрамора в окрестностях Екатеринбурга Я.Данненберг в 1765 году принял решение о строительстве Горнощитского мраморного завода.
К концу XVIII века на Екатеринбургской гранильной фабрике сформировалось основное ядро мастеров, чье искусство переходило из поколения в поколение. Обучение молодого поколения сложному камнерезному искусству велось и на родном Урале, и на Петергофской гранильной фабрике.
В 1835 году было принято новое положение об уральском камнерезном промысле, согласно которому в ведении управления Екатеринбургской гранильной фабрики находились: шлифовальная и камнерезная фабрика в Екатеринбурге, Горнощитский мраморный завод, прииски твердых цветных драгоценных камней.
В течение первой половины XIX столетия Екатеринбургская гранильная фабрика подверглась ряду административных преобразований. Граф Александр Сергеевич Строганов, президент Российской Академии художеств, ставший главным начальником Экспедиции мраморной ломки и приискания цветных камней, стремился преобразовать работу фабрики так, чтобы ускорить процесс производства изделий и уменьшить сумму расходов. Кроме того, он решил увеличить производство ограненных самоцветов для перстней, серег и прочих ювелирных украшений. По предложению Строганова в Санкт-Петербурге был организован специальный магазин для продажи изделий Екатеринбургской гранильной фабрики.
Екатеринбургская гранильная фабрика обеспечивала императорский двор гранеными самоцветами, изделиями из мрамора, яшмы и других поделочных камней. Директор фабрики назначался, как правило, из числа горных инженеров; он имел двух помощников: по художественной части и по розыску новых месторождений цветных камней. Для поднятия художественного качества изделий при фабрике была создана специальная рисовальная школа.
В архивных документах сохранились имена наиболее искусных фабричных камнерезов конца XVIII - начала XIX века: Фирса Юдиновича Налимова и Василия Остафьевича Коковина. Сыновья Налимова и Коковина, продолжили дело своих отцов, также став выдающимися мастерами каменных дел.