Судьба винницкого завода “Кристалл” все еще решается в Киеве и Смоленске

Раздел: Ювелиры и компании
24 марта 2005 г.

Восточные конкуренты винницких алмазных дел мастеров расширяют свое присутствие на мировом рынке граненых алмазов и ювелирных украшений с бриллиантами. А судьба винницкого завода “Кристалл” все еще решается в Киеве и Смоленске.

— Государственной акционерной компании “Укрполиметаллы” больше не существует, — рассказал “RIA” генеральный директор завода “Кристалл” Юрий Мазур. — Как говорят в Киеве, ее “раздерибанили”, перед выборами мы наблюдали разбор “лакомых кусков”. В итоге наш завод был передан Министерству промполитики, где мы де-юре и находимся. А что касается совместного проекта со смоленским заводом “Кристалл”, то он “зависает”. По последним данным, 2 марта было решение правительства о разблокировании предыдущего решения о запрете отчуждения государственных активов, и мы намерены продолжить переговоры с российскими партнерами.
Неэффективный собственник
— “Хороша ложка к обеду”, — резонно уточняет Юрий Мазур, сетуя на то, что когда организация проекта затягивается на два года, инвесторы начинают призадумываться — а стоит ли иметь с таким партнером дело?
— В Украине пока непонятно, что государство хочет от госпредприятий, — продолжает он. — 70% от собираемой нами арендной платы и 50% прибыли уже забирают, и я не знаю, что они еще придумают. С этим несовместимо такое понятие, как эффективное управление имуществом. На вопрос, может ли существовать государственное предприятие “Кристалл”, я отвечаю — не может, поскольку оно — неэффективный собственник. Мировой опыт доказывает, что, кроме отдельных стратегических исключений, управлять реальной экономикой оно не может. Поэтому я буду настаивать на разблокировании решения по созданию совместного предприятия.
Могут быть протесты
Как утверждает директор “Кристалла”, в 2003-2004 годах объем товарной продукции вырос со 164 до 257 миллионов гривен именно за счет сотрудничества с россиянами. То есть вес российских алмазов и буквально и фигурально весьма ощутим материально.
— Это позволило нам в 2004 году заплатить в бюджеты разных уровней 7,2 миллиона гривен (в 2003 году — 6,6 миллиона), — говорит Юрий Мазур. — Но в этом году мы еще не получили ни одного карата из России. Загрузка завода составляет сейчас всего 60-70%.
Ухудшением ситуации, как утверждает Юрий Мазур, озабочен не только он — Александр Домбровский активно интересуется состоянием дел на заводе и уже ввел в курс проблем нового министра.
— Плюс ко всему, — продолжает Юрий Мазур, — акции протеста, которые прошли на фабрике “Подолье”, могут не обминуть стороной и наш завод, который, вдобавок, является еще и экспортером. Падение курса доллара, рост уровней минимальной зарплаты и цен на внутреннем рынке приводят к тому, что мы пришли к таким “ножницам”, что нам скоро будет невыгодно обрабатывать некоторые категории сырья при фиксированной оплате труда. Так что если мы не решим вопрос со Смоленском, то у нас возникнет необходимость не увеличения, а сокращения рабочих мест. Поэтому не только мы, но и коллектив уже готов к тому, чтобы перейти к акционерной форме собственности. Люди понимают, что неважно кто собственник, главное — чтобы предприятие эффективно работало.
Осталось полгода
— У нас осталось очень мало времени для решения проблем, поскольку темпы развития китайской экономики настолько серьезны, что они нас уже обогнали в конкурентной борьбе за рынок, — констатирует Юрий Мазур. — Мы получили сигнал от поставщиков, что со второй половины года у нас могут быть проблемы с поставками алмазов. Мировые запасы их ограничены и используются очень рационально.
Один карат крупного алмаза может стоить две и более тысяч долларов. Так что арифметика простая — чем больше обработаешь, тем больше заработаешь.
Примечательно, что практически на заключительной стадии переговоров по СП с россиянами в ситуации произошел неожиданный перелом. С лета минувшего года процесс начал тормозиться, а потом было принято решение по разгосударствлению ГАК “Укрполиметаллы” с дальнейшей приватизацией входящих в него предприятий. В винницком контексте тогда активно упоминалось имя Льва Ливаева — некоего инвестора, который вдруг вознамерился облагодетельствовать наш “Кристалл”. Перечеркивались все договоренности, двухлетняя работа и реальные перспективы перейти на более высокий этап развития производства.
— Сейчас об этом человеке ничего не слышно, он никак не проявляется, — рассказал Юрий Мазур. — Мы знаем, что его интересы активно лоббировал родственник экс-президента Украины, сейчас он не у дел.
Сокращения нежелательны
В 2004 году среднесписочная численность работающих на заводе составляла 1214 человек, в том числе 500 огранщиков. По словам директора, если сохранятся нынешние тенденции, то придется сократить до 50% работников, чтобы выровнять экономический баланс предприятия.
— Настроение у нас рабочее, будем продолжать бороться, — говорит Юрий Мазур, — но очень тяжело, хочется уйти от государства. Я так устал от чиновников, что просто — караул! Хочется поработать, как работает газета “RIA”: продал тираж — получил выручку, не продал — ничего не получил.
P.S. Когда верстался номер, генеральный директор “Кристалла” сообщил, что работа по созданию СП продолжается, но снова дело тормозят чиновники.
— Несбыточная мечта директора — попасть к новому министру! — горько восклицает он.
Прокомментировал Юрий Мазур и визит посла ЮАР, который заинтересовался оборудованием, которое производит “Кристалл”. Последний обещал уточнить детали и прислать бизнес-план.

[ ria.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->