«АЛРОСА» обижает Леваева

Раздел: Ювелиры и компании
03 ноября 2004 г.

В нехватке сырья у российских гранильщиков, по их мнению, виновата «АЛРОСА», которая в ущерб внутреннему рынку поставляет сырье De Beers

Владелец одного из крупнейших производителей бриллиантов в России – компании «Руиз Даймондс» Лев Леваев заявил на днях, что подконтрольные его Leviev Group гранильные предприятия продолжают испытывать дефицит сырья. По его словам, «проблема скорее субъективная», но что это означает, г-н Леваев уточнять не стал. Опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка видят корень зла в действиях алмазного монополиста АК «АЛРОСА», который в ущерб внутреннему рынку поставляет алмазы De Beers. В самой АК «АЛРОСА» говорят, что таковы реалии рынка: экспортировать алмазы выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке. Но действия алмазного монополиста куда дальновиднее: из простого производителя алмазов компания мечтает превратиться в вертикально интегрированный холдинг, а поэтому содержание независимых огранщиков «на голодном пайке» – это хорошая возможность включить их в свою структуру.

Россия занимает третье место в мире (после Австралии и Конго) по производству алмазов. Крупнейшим производителем алмазов в России является АК «АЛРОСА». В прошлом году выручка компании от продажи алмазов составила 54,8 млрд руб., причем на экспорт (практически единственному покупателю – De Beers) было поставлено алмазов на 27,2 млрд руб., а на внутренний рынок – на 27,6 млрд руб. Данные по физическим объемам производства (в каратах) уже почти год не являются государственной тайной, но ни компания, ни Гохран их пока так и не опубликовали. По данным U.S. Geological Survey, в прошлом году в России было произведено 11,8 млн карат алмазов (18% общемировой добычи). Сама «АЛРОСА» считает, что добывает 23% мировых алмазов.

В конце октября владелец Leviev Group Лев Леваев в очередной раз заявил, что его российские гранильные предприятия испытывают нехватку алмазного сырья. В России ему принадлежит крупнейшее ограночное предприятие после смоленского ПО «Кристалл» – «Руиз Даймондс» (Москва, оборот в 2003 г. около 150 млн долл.), а также «Кама-Кристалл» (Пермь). Известный диамантер не стал называть причин подобной ситуации, ограничившись фразой, что это «проблема скорее субъективная». Однако еще весной г-н Леваев предполагал, что нехватка сырья – проблема временная, чуть ли не сезонная, и надеялся разрешить ее в результате переговоров с АК «АЛРОСА». Как показало время, переговоры оказались безрезультатными. В московском офисе Leviev Group RBC daily отказались комментировать проблемы с сырьем, имеющиеся у гранильных предприятий группы.

Арарат Эвоян, первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов (объединяет предприятия, в совокупности обладающие 90% гранильных мощностей страны), не стал скрывать причины недовольства отраслевого сообщества. «Проблема в том, что «АЛРОСА» подписала в 2001 г. договор о поставках алмазов De Beers и теперь вынуждена его выполнять, – заявил он RBC daily. – В результате на внутренний рынок поставляется меньше сырья, чем он мог бы поглотить». По его словам, существующие мощности гранильных предприятий – участников ассоциации позволяют гранить алмазы общей стоимостью в 1,1 млрд долл., но «АЛРОСА» способна предоставить гранильщикам сырья только на 800 млн долл. «Что-то мы, конечно, закупаем у Гохрана, но это все равно не решает проблемы, – говорит г-н Эвоян. – Поэтому 10-15% мощностей гранильных предприятий не задействованы». В результате, по словам Арарата Эвояна, страдает рентабельность бизнеса, которая, несмотря на бытующее мнение, далеко не такая высокая, как хотелось бы (около 5%). «Если бы гранильные предприятия были уверены в том, что они не столкнутся с дефицитом сырья, то отрасль развивалась бы намного динамичнее, – заключает вице-президент ассоциации. – Нас еще спасает то, что соглашение между De Beers и «АЛРОСА» до сих пор не утверждено Еврокомиссией и объемы экспортных поставок меньше, чем могли бы быть».

Слова г-на Эвояна подтверждают и конкретные производители. «Проблема дефицита сырья, конечно, существует, – заявила RBC daily Надежда Горбунова, представитель компании «Алмазный мир». – Особенно не хватает алмазов весом свыше 10 карат, но также и небольших камней, весом 0,5-1,8 карата». По ее словам, средние и крупные алмазы «АЛРОСА» продает исключительно на аукционах, отдельными лотами, в которых только 30-40% сырья может быть пригодно к огранке на российских предприятиях. «Компании, конечно, могут обрабатывать и камни меньше 0,1 карата, но эта деятельность будет убыточна», – полагает г-жа Горбунова.

Представитель «АЛРОСА» напрочь отвергает любую критику компании. «Цель нашей деятельности – получение прибыли для акционеров, а не работа на благо каких-то конкретных огранщиков», – заявил RBC daily Валерий Новиков, руководитель пресс-службы алмазной монополии. Между тем цели работы «АЛРОСА» стали более или менее понятны после того, как в конце октября наблюдательный совет компании утвердил ее концепцию реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках (об этом RBC daily писала 26 октября). Из того, что стало известно общественности из этого сверхсекретного документа, следует, что «АЛРОСА» намерена превратиться в вертикально интегрированный холдинг и значительную часть добываемых алмазов обрабатывать сама. В таком случае независимым производителям не стоит рассчитывать на то, что после окончания контракта с De Beers (в 2006 г.) алмазов на внутреннем рынке станет больше. По всей видимости, их получат только те, кто будет имущественно близок к компании «АЛРОСА», которая станет не только сырьевой, но и обрабатывающей монополией. Кажется, г-н Леваев первым понял это, потому и начал переговоры с компанией, однако результатов пока не достиг. Как говорится, вот такая у нас либерализация алмазной отрасли.

Отдел компаний
Владислав Серегин

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->