Золотой блеск. В Латвии.

Раздел: Драгоценные металлы
12 октября 2004 г.

Золотых месторождений в нашей стране нет, но золота в Латвии много. Традиционный символ материального благополучия есть в каждой семье. «Час» предпринял прогулку по золотому «рынку».

Какие украшения любят и носят в Латвии

Не хуже чем у других

...Витрина магазина сверкает золотым блеском. Мелкие кружочки колец, украшенные такими же мелкими камнями, витые косички и спиральки цепочек, брошки, сережки. За посетителями наблюдает неприметный охранник.

Посетителей у витрины немного. Две девчонки-хохотушки, громко обсуждающие серебряные колечки, молодой человек, что-то упорно просчитывающий, глядя на магазинную витрину, и скучающая матрона, примеряющая уже пятое кольцо.

Большинство изделий незатейливы. Вставочки из камней и эмали, схожие рисунки - все это недвусмысленно свидетельствует о штамповке. Но народ покупает. Еще бы, авторские работы дороги, а штамповка имеет самое главное качество - доступность.
Наши изделия уже не дефицит.

- Чтобы окупилась машина, вяжущая золотые цепочки, следует делать не менее сотни моделей одного типа, - рассказывает Петерис Брангулис, руководитель Государственной инспекции по пробированию золота. - Правда, слишком часто повторяющиеся модели быстро выходят из моды. Хотя лучше всего продаются самые что ни на есть безыскусные обручальные кольца.

Цена цепочки машинной вязки - стоимость металла плюс два-три доллара. Ювелир, конечно, дороже. Не сравниться человеку с машиной и в скорости, и в количестве выдаваемого на-гора продукта. Одна штамповочная машина за месяц пережевывает тонну золота и выплевывает его в виде хитро сплетенных цепочек и браслетов. А весь наш ювелирный рынок за год прокручивает не более 600 килограммов золота и около двух тонн серебра. Получается, для того чтобы накормить его на год, нужно всего шесть-семь недель работы одного завода.

Откуда золото?

Изделия к нам поставляют множество заводов из разных стран мира. Лидеры тут итальянцы и турки. Вместе они держат примерно 80 процентов рынка. Еще десять делят между собой золото Таиланда, Китая и Индии. На долю наших ювелирных фабрик остается только 10процентов.

- Если в технологиях машинного производства мы отстаем лет на пятнадцать, то в плане авторских изделий мы вполне на уровне, - считает директор ювелирной фабрики Gemmi Евгений Волошин. - К тому же наши авторские работы стоят в несколько раз дешевле. Наша фабрика выполняет индивидуальные заказы стоимостью не меньше 300-400 латов. Среди клиентов не только рижане, но и жители России.
Самолетик: вот оно - золото на голубом.

Самое главное, считает г-н Волошин, это подойти к заказу творчески. На день рождения руководителя одной из пароходных компаний был заказан подарок - золотая модель корабля. Евгений Александрович в качестве прототипа предложил модель буксира с надписью «Оттянем всех». Предложение было принято на ура: подарок был корпоративным и поэтому вполне доступным для дарителей.

Корпоративные подарки - это отдельная любовь Евгения Волошина. Чего стоит, к примеру, золотая заколка для галстука, подаренная директору рынка, с надписью «За базар отвечаю!» или золотой скальпель в подарок хирургу с надписью «Семь раз отмерь».

- Наш последний заказ - подарок на юбилей «Мосводоканала», - рассказывает Евгений Александрович. - Уже решено, что это будет серебряная композиция колонки с ведром. Еще окончательно не остановились на варианте надписи. Есть вариантов десять: «Замочим всех!», «Ни дня всухую» и пр.

«Поцелуйчики» и «кирпичи»

Впрочем, на индивидуальный заказ у многих просто не хватает денег. Именно поэтому только 30 процентов продукции фабрики Gemmi - изделия авторские, а остальные 70 - массовые.

- Авторские ювелирные изделия - не для всех, - считает г-н Волошин. - И дело тут не в деньгах. Просто у людей нет желания выражать себя в золотых украшениях. Да и откуда ему появиться? Если вы помните, то в Советском Союзе украшать себя золотом было предосудительно и чуть ли не преступно. До 1950 года вступающим в брак нельзя было обмениваться обручальными кольцами - мол, мещанская традиция, недостойная советского человека.

А помните эти безликие «поцелуйчики» и «кирпичи» 1970-х? Граммовые колечки из проволоки с двумя шариками и 24-граммовые «гайки» разных конфигураций. «Кирпичи» были дико популярны у отъезжающих в Израиль, поскольку золота с собой можно было брать на стоимость кольца. Художественное качество интересовало в последнюю очередь, главное - вложить в кольцо максимально разрешенный вес. Даже в музеях ювелирные изделия были закрыты для просмотра. На украшения можно было посмотреть только в Алмазном фонде Эрмитажа да в Оружейной палате Кремля.

Цифры

600 кг золота,
1200 кг серебра
продается ежегодно в Латвии.

Лом - тоже золото

Наши ювелирные фабрики в качестве металла для плавки используют золотой лом, то есть старые и поломанные изделия из золота. Рваные цепочки, старые гнутые кольца, непарные сережки и даже золотые пломбы. Чтобы новое золотое изделие обошлось дешевле, можно принести на фабрику золотой лом и заплатить только за работу.

Как р аспознать фальшивку

Далеко не на всех золотых изделиях есть проба. На некоторых в силу их возраста пробы нет.

Пробирный надзор в Риге появился всего 200 лет назад, а золотые украшения передавали из поколения в поколение с момента основания города, то есть 800 лет назад. Каждый рижский золотых дел мастер ставил на изделии свое клеймо, но о качестве золота оно говорило не всегда.

Источник непробированного золота - это привозные драгоценности. Ведь пробируется золото, сделанное на продажу. Золото, сделанное на заказ, иногда не пробируется.

При покупке золота всегда действует одно правило: золото не может стоить дороже золота, - объяснил Петерис Брангулис. - Если цена на золотое изделие меньше закупочной цены значит, это не золотое изделие, а позолоченное. Несмотря на то, что уголовное наказание за поддельное клеймо небольшое - всего два года тюрьмы, поддельные клейма встречаются редко. Ведь никто не запрещает торговать позолоченными вещами или украшениями из метала, напоминающего золото.

Ко всякого рода домашним проверкам качества золота господин Брангулис относится крайне негативно.

Люди, проверяющие качество ювелирных изделий, чаще всего портят свои драгоценности. Но для семейной реликвии подлинность - не главное. Важнее, что вещь переходила из поколения в поколение. Стоит пробирование 0, 16 Ls за грамм. И наши специалисты умеют проверить вещь, не испортив ее.

[ d-pils.lv ]

Полезное

Полезное

 
-->