Российский алмазный монополист решил отобрать хлеб у De Beers и российских независимых огранщиков
На прошлой неделе наблюдательный совет алмазодобывающей компании «АЛРОСА» одобрил новую концепцию компании по реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках. Детали принятого документа не разглашаются, однако некоторые моменты, связанные с новой концепцией компании, RBC daily в «АЛРОСА» все же разъяснили. Из-за сложившейся на рынке ситуации алмазодобывающая компания будет постепенно выходить из-под опеки южноафриканской компании De Beers, которая на протяжении десятилетий являлась эксклюзивным партнером российского монополиста, и выстраивать собственную систему продаж. Кроме того, «АЛРОСА» продолжит выстраивать вертикально интегрированный холдинг и развивать собственную огранку и ювелирный сектор. Между тем желание алмазодобывающего монополиста открывать новые гранильные производства и идти в торговлю вызывает резкую критику со стороны российских огранщиков, которым также достается в пока словесной дуэли от представителей «АЛРОСА». Причем противостояние связано не только с «корпоративным конфликтом» («АЛРОСА» может потеснить на рынке независимых российских огранщиков), но и с различными подходами к ведению бизнеса. Огранщики выступают за «разделение труда» и настаивают на том, что мелкие профессиональные игроки гораздо эффективнее на рынке. В «АЛРОСА» считают, что создание большого вертикально интегрированного холдинга позволит повысить прибыли компании и более соответствует государственным интересам.
Решение о разработке концепции по реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках было принято наблюдательным советом АК «АЛРОСА» еще в 2002 г. «на фоне новых тенденций, оказывающих воздействие на все стороны алмазного бизнеса». Об этом говорится в пресс-релизе, разосланном журналистам в пятницу вечером, после окончания заседания совета, прошедшего под председательством министра финансов РФ Алексея Кудрина. Среди объективных тенденций алмазного бизнеса были отмечены «снижение монопольной роли корпорации De Beers в продаже необработанных алмазов, обострение конкуренции за доступ к алмазным месторождениям, необходимость приведения сбытовой политики «АЛРОСА» в соответствие с российским и европейским антимонопольным законодательством». «Целью документа является повышение эффективности реализации алмазного сырья, укрепление позиций АК «АЛРОСА» на мировом рынке», – говорится в заявлении компании. Предоставить RBC daily более подробную информацию о содержании концепции по реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках в компании «АЛРОСА» отказались. «Концепция никогда не будет предана огласке – мы же не пивом торгуем. Это закрытая коммерческая информация», – сказал RBC daily представитель «АЛРОСА».
Однако общий смысл того, что так «аккуратно» и «обтекаемо» было изложено в пресс-релизе, RBC daily в «АЛРОСА» все же разъяснили. Принятие новой концепции по реализации алмазов связано с изменившейся ситуацией на рынке. На протяжении десятилетий российский алмазный монополист продавал через южноафриканскую компанию De Beers львиную долю добываемых камней. Причем сотрудничество было очень выгодно обеим компаниям. Южноафриканцы полностью «держали» алмазный рынок, делали его стабильным и поддерживали высокие цены. У российских алмазодобытчиков и вовсе не было никаких проблем: пусть камни отпускались по ценам несколько ниже рыночных, однако стабильно продавались огромные объемы сырья, не было маркетинговых затрат и затрат на рекламу. Кульминации эти отношения достигли в конце 2001 г., когда «АЛРОСА» и De Beers подписали соглашение, в соответствии с которым российская компания обязалась в течении пяти лет поставлять южноафриканцам необработанные алмазы приблизительно на 850 млн долл. в год. Общая сумма контракта составила 4 млрд долл. Однако эта сделка была остановлена Европейской комиссией. По мнению чиновников Евросоюза, контракт не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. «Европейцы просто не захотели, чтобы два монополиста эксклюзивно торговали на рынке», – сказал RBC daily вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян. Сделка до сих пор продолжает рассматриваться в европейских инстанциях, и конца и края этому рассмотрению не видно.
Между тем сама «АЛРОСА», как сказал RBC daily представитель компании, оказалась в подвешенном состоянии. Торговля камнями, конечно же, продолжается, значительная их часть идет через ту же De Beers на основе заключения краткосрочных контрактов. «Продажи идут, но не с той выгодой, которой нам бы хотелось», – говорит собеседник RBC daily. Поэтому, по его словам, «компании придется выходить из-под крыла De Beers». Именно это и подразумевает новая стратегия, суть которой в создании «цепочки полного цикла» и выходе на рынок в обход южноафриканского монополиста. «Впереди нас ожидает отработка соответствующих законодательных норм и актов, проработка вопроса с госкомитетами, налоговой службой, таможенными службами. Сейчас мы думаем о том, сколько сотен специалистов нам надо подготовить, сколько специальной техники закупить и как грамотно организовать оптовую и розничную торговлю. Причем вовсе не обязательно мы будем искать выходы на торговые точки Бельгии и Великобритании. Мы будем стараться, чтобы приезжали сюда, в Москву. Для этого нам нужны не только высококлассные специалисты-геммологи, но и спецы по отдельным странам, их законодательным системам, культуре и нормам торговли. Необходимо также изучить, кто есть кто среди покупателей. Мы устремимся на рынок «широким фронтом и мелкими шажочками» и сделаем прорыв там, где будет наиболее благоприятная ситуация», – сказал представитель «АЛРОСА» (при этом, он заверил RBC daily, российский монополист не откажется от сотрудничества с De Beers).
По словам собеседника RBC daily, «в соответствии с новой концепцией будут пересмотрены в сторону увеличения и объемы огранки, а также запущены пилотные проекты в ювелирной отрасли». «Параллельно с созданием вертикально интегрированного холдинга, который будет заниматься добычей сырья, продажей камней, их обработкой и реализацией готовых изделий. Мы хотим продавать товар с хорошей выгодой, а не только жуликам на внутреннем рынке. Отдельные товарищи из отечественных огранщиков говорят, что мы их угнетаем, однако российских огранщиков кот наплакал. В основном это совместные предприятия (СП), которые занимаются транзитом камней», – говорит собеседник RBC daily в «АЛРОСА».
С такой постановкой вопроса, естественно, не согласны сами российские огранщики. «Обвинения со стороны некоторых деятелей в «АЛРОСА» абсолютно беспочвенны. Торговля алмазами – это мировой бизнес, поэтому иностранные СП – это нормально. Согласно указу президента России Владимира Путина, 15% купленных камней можно продавать», – сказал RBC daily один из участников рынка. Огранщики считают, что «АЛРОСА» не следует лезть в этот специфический бизнес. «Нам не хватает сырья, и мы готовы его покупать, причем продают его нам по ценам, превышающим цены, по которым камни идут на экспорт. Кстати, квоты сейчас даются на экспорт, а не на De Beers, поэтому уже сегодня «АЛРОСА» в принципе может свободно оперировать на мировом рынке. Однако они должны научиться нормально работать на этом рынке. Сейчас у них нет соответствующих специалистов. В огранке гораздо эффективнее самостоятельные предприятия, работающие вне рамок холдинга. Это уже поняли в De Beers. Они гранят максимум на 60 млн долларов («АЛРОСА» на 123,4 млн – RBC daily) и продвигают товар небольшими партиями. Огранка и торговля – это совершенно иной бизнес», – говорит Арарат Эвоян. Понятно, что в горячей полемике обе стороны защищают и преследуют свои интересы. Независимым ограночным предприятиям нужно сырье и свобода действий. «АЛРОСА» же хочет продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью и вытеснить внутренних конкурентов. И договориться двум сторонам вряд ли удастся, поскольку помимо собственных интересов здесь сталкиваются разные философии ведения бизнеса. Независимые огранщики ратуют за «эффективное разделение труда», чтобы каждый занимался своим делом, за развитие конкуренции и привлечение иностранных инвестиций. В «АЛРОСА» же считают, что большому государству нужны большие холдинги, которые способны поставить рынок под государственный контроль.